«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 24

Big Data в исследовании вовлеченности молодежи в виртуальный «религиозный рынок»

Автор(ы)
О. Ф. Лобазова, Г. Б. Никипорец-Такигава
Аннотация
Описана методология, структура, содержание и предварительные результаты мониторинга вовлеченности молодежи в виртуальный «религиозный рынок» как части проекта исследовательской группы гуманитарного факультета Российского государственного социального университета «Мониторинг и профилактика антисоциального поведения молодежи на основе Big Data и коммуникации в социальных сетях». Во-первых, раскрыт авторский подход к пониманию «религиозного рынка», на основаниях ряда критериев проведено различие между «белым» и «черным» его сегментами. Во-вторых, представлены перспективы анализа киберактивности молодых российский граждан средствами технологии Big Data и оригинальной системы «Социально-политический инсайдер», которая позволяет вести в социальных сетях мониторинг социального самочувствия и настроений различных групп населения. В-третьих, обсуждены результаты, полученные в ходе апробации модели мониторинга, и сформулированы прогнозы относительно «окон возможностей», которые раскрываются перед субъектами виртуального «религиозного рынка» и исследователями процессов религиозной жизни. Выводы, завершающие статью, предлагают увидеть позитивный результат, который разные социальные субъекты могут достичь, правильно используя результаты мониторинга вовлеченности молодежи в виртуальный «религиозный рынок», что окажет влияние на состояние российского общества, повысив его сплоченность.
Ссылка для цитирования:
Лобазова О. Ф., Никипорц-Такигава Г. Б. Big Data в исследовании вовлеченности молодежи в виртуальный «религиозный рынок» // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 24. С. 64–77. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.24.64
Ключевые слова
виртуальный «религиозный рынок», Big Data, мониторинг социальных сетей
УДК
Литература

1. Головушкин Д. А. Религиозное обновление современности // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 202–210.

2. Ивлева В. И. Формирование религиозных ценностей в процессе коммуникации в сети Интернет // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. С. 95–98.

3. Лункин Р. Н. Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии или секуляризация христианства? // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 168–179.

4. Приймак А. Шейхи виртуальные, джихад – реальный. Проповедники терроризма уходят в Сеть вслед за молодежью [Электронный ресурс] // Независ. газ. URL: http://www.ng.ru/problems/2017-10-18/12_430_internet.html (дата обращения: 05.03.2018).

5. Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: pro и contra // Вестн. Ин-та социологии. 2013. № 1 (6). С. 207–233.

6. Саух П. Ю. К вопросу об «анатомии» современной религиозности // Религия и общество-11: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Могилев : Гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2017. С. 225–228.

7. Скрыльников П. Богослужение в стиле киберпанк. Старейшина виртуальной Церкви о том, как проповедовать общине анонимов [Электронный ресурс] // Независ. газ. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2018-02-21/9_437_virtual.html 27.02.2018 (дата обращения: 05.03.2018).

8. Цыплаков Д. А. К вопросу об изучении российской постсекулярности // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2017. Т. 18. № 3. С. 234–244.

9. Kolpakova M., Nikiporets-Takigawa G. Archetypal patterns of youth in Russia in the continuum of socio-political formations // Contemporary problems of social work. 2015. N 1 (4). P. 76–80.


Полная версия (русская)