«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 49

Исихазм как предмет исследований С. С. Хоружего: философская методология и аскетическая методология

Автор(ы)
П. Б. Сержантов
Аннотация
Анализируются труды С. С. Хоружего, на основе которых в 1990-е гг. сформировалась научная школа синергийной антропологии с ее исследованиями исихастской религиозности. Отмечается, что данная школа творчески продолжила традиции русской религиозной философии, в частности А. Ф. Лосева, и С. С. Хоружий в исследованиях творчески использовал методологический инструментарий феноменологической философии. Утверждается, что синергийная антропология обнаруживала в исихазме антропологические концепты, выявляя и вводя в пространство философской мысли ряд аспектов из методологии исихастской аскетики. Показывается, что отдельные аспекты не являются специфическими для исихазма, они свойственны и нехристианским духовным практикам: соматические условия опыта, связанные с практикой поста и других форм воздержания; тотальная борьба с рассеянным образом жизни, акцент на особой роли внимания; приоритет аскетического опыта, для интерпретации которого могут использоваться элементы философского дискурса. Особая задача видится в том, чтобы обозначить методологически значимые условия, специфические для исихастской аскезы – это условия хранения ума и сердца (опыт исихии, опыт сведения ума в сердце); условия диалога (опыт «безвидной молитвы»); условия профилактики и борьбы с прелестью и ложной духовностью (все, что относится к верификации мистико-аскетического опыта). Делается вывод, что приведенные философско-методологические разработки синергийной антропологии носят новаторский характер и сохраняют научную актуальность.
Об авторах
Сержантов Павел Борисович, кандидат философских наук, доцент, кафедра богословия, Сретенская духовная академия, Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, 19, стр. 3, e-mail: nepsis@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Сержантов П. Б. Исихазм как предмет исследований С. С. Хоружего: философская методология и аскетическая методология // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 49. С. 174–183. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.49.174
Ключевые слова
религиоведение, синергийная антропология, методология, русская религиозная философия, С. С. Хоружий, аскетическое богословие, теоретическая теология, исихазм.
УДК
248.1
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.49.174
Литература
  1. Аристотель. Метафизика / пер. А. В. Кубицкого. М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. 348 с.
  2. Бальтазар Г. У. фон. Космическая литургия. Миросозерцание Максима Исповедника. М. : Познание, 2021. 320 с.
  3. Исихазм: аннотированная библиография / под ред. С. С. Хоружего. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2004. 911 с.
  4. Лосский В. Н. Боговидение. М. : Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995. 125 с.
  5. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия / под общ. ред. С. С. Хоружего. М. : Изд-во Ди-Дик, 1995. 366 с.
  6. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М. : Паломник, 1994. 253 с. (Первая пагинация.)
  7. Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / под ред. С. С. Хоружего. М. : Прогресс-Традиция, 2010. 928 с.
  8. Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ad marginem, 1997. 451 с.
  9. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М. : Центр психологии и психотерапии, 1991. 135 с.
  10. Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. В 2 т. Т. 2. Многогранный мир исихазма. СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. акад., 2012. 448 с.
  11. Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. В 2 т. Т. 1. К феноменологии аскезы. СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. акад., 2012. 240 с.
  12. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М. : Изд-во гуманит. лит., 1998. 352 с.
  13. Хоружий С. С. Подвиг как органон // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 35–118.
  14. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. C. 10–31.
  15. Хоружий. С. Опыты из русской традиции. М. : Ин-т св. Фомы, 2018. 647 с.
  16. Aristotle’s Methaphisics / A Revised Text with Introduction and Commentary by W. D. Ross. Vol. 2. Oxford : The Clarendon Press, 1924. 528 p.
  17. Hausherr I. Hésychasme et priére / Orientalia Christiana Analecta. № 176. Roma : Pontificium Institutum Orietalium Studiorum, 1966. 306 p.
  18. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen : Max Niemeyer Verlag, 1967. 437 s.

Полная версия (русская)