«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 50

Образовательная политика КНР в системе высшего образования после начала политики реформ и открытости

Автор(ы)
И. Г. Актамов, А. В. Комбаев
Аннотация
Изучаются основные тенденции в образовательной политике КНР, направленные на развитие университетов после 1978 г. Отмечается, что политика реформ и открытости, объявленная в этот период, оказала определяющее влияние на процесс модернизации китайского государства. Доказано, что основным фактором, формирующим вектор развития образования, являлась реализуемая внешняя политика руководства страны. Анализ источников и материалов позволил определить, что с начала 1980-х гг. идет процесс перехода от советской модели образования к американской. Показывается, что реформы в образовании коснулись изменений в методиках преподавания, организационной структуры вузов, а также был взят курс на интеграцию научных исследований и преподавания, интернационализацию высшего образования. Описано, что с целью достижения поставленных задач были инициированы «Проект 211», «Проект 985», проект «Первоклассные университеты и дисциплины мирового уровня» и др. Кроме того, руководство страны начало внедрять национальную систему рейтинга вузов, которая также выступила как один из механизмов, обеспечивающих качество образования. Делается вывод, что структурные и содержательные реформы в системе высшего образования позволили КНР достигнуть высоких показателей и войти в число мировых лидеров к первой четверти XXI в.
Об авторах

Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), заведующий, лаборатория «Центр переводов с восточных языков», Институт монголоведения, буддологии, тибетологии СО РАН, Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, доцент, кафедра истории и регионоведения стран Азии, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Российская Федерация, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24a, e-mail: aktamov13@gmail.com

Комбаев Алексей Викторович, кандидат политических наук, доцент, кафедра подготовки руководящего состава органов внутренних дел, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российская Федерация, 141075, г. Королев, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: kombaev@mail.ru

Ссылка для цитирования
Актамов И. Г., Комбаев А. В. Образовательная политика КНР в системе высшего образования после начала политики реформ и открытости // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 50. С. 110–124. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.110
Ключевые слова
КНР, политика реформ и открытости, система высшего образования, образовательные проекты.
УДК
37.014
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.110
Литература
  1. Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2002. 146 с.
  2. Борох О. Н. От западных знаний к национальному учебнику: эволюция социально-экономических взглядов Ли Цюаньши // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Востоковедение и африканистика. 2020. Т. 12, вып. 3. С. 426–451.
  3. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX – начале XXI в. // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 62-71.
  4. Воробьева Т. А., Юнгблюд В. Т. Взаимоотношения в треугольнике США – СССР – КНР в конце периода разрядки международной напряженности (1977– 1980 гг.) // Вестник МГИМО Университета. 2019. № 1(64). С. 59–82.
  5. Гулева М. А. Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития // Азия и Африка сегодня. 2020. № 12. С. 51–57.
  6. Гурулева Т. Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 2. С. 185–197.
  7. Евсеев С. А. «Стратегический треугольник»: геополитические противоречия США – КНР – СССР в Восточной Азии в конце 1960-х – конце 1970-х гг. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2007. Вып. 14, № 53. С. 162–173.
  8. Клепиков В. З. О реформе образования в Китае // Педагогика. 2001. № 9. С. 67–69.
  9. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4(110). С. 22–29.
  10. Ли Мэнлун, Цинь Бэнчую, Бай Янцзин. История и реальность «китайской модели» развития высшего образования с точки зрения слияния университетов // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2023. Т. 7, № 2. С. 527–575.
  11. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6(28). С. 151–160.
  12. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность // Вестник ТГПУ. 2012. № 5 (120). С. 126–130.
  13. Сидорова А. В. Китайский космополитизм и система высшего образования КНР конца 1970–2000 гг. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2011. № 2. С. 79-86.
  14. Суворова Е. А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. // Россия и АТР. 2015. № 1. С. 198–204.
  15. Суворова Е. А. Основные направления политики реформ и развития системы образования в КНР в последней четверти XX в. // Россия и АТР. 2016. № 1. С. 261–26
  16. Цзя Шаосюе. Реализация закона КНР «О высшем образовании» в Китае: достижения, проблемы и пути решения // Lex russica. 2023. Т. 76, № 8. С. 109–122.
  17. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. 2010. № 1. С. 61–69.
  18. Шао Хайкунь. Становление и развитие системы высшего образования в КНР в 1949– 2000 гг. // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. 2017. № 4. С. 88–96.
  19. Cai Yuzhuo. Chinese higher education: The changes in the past two decades and reform tendencies up to 2020 // China and Brazil: Challenges and Opportunities / eds. L. d. C. Ferreira, J. A. G. Albuquerque. Campinas : Anablumme, 2013. P. 91–118. URL: https://www.researchgate.net/publication/236869510_Chinese_higher_education_The_changes_in_t he_past_two_decades_and_reform_tendencies_up_to_2020 (дата обращения: 22.10.2024).
  20. Cai Yuzhuo. Chinese higher education reforms and tendencies: Implications for Norwegian higher education in cooperating with China. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 233426307_Chinese_higher_education_reforms_and_tendencies_Implications_for_Norwegian_ higher_ education_in_cooperating_with_China (дата обращения: 13.10.2024).
  21. Cai Yuzhuo, Yan Fengqiao. Developing Chinese Higher Education in Tensions. Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Springer, Singapore, 2019. pp. 1–6. https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_608-1
  22. Deng Xiaoping. Some Comments on Work in Science and Education. Vol. 2 of Selected Works of Deng Xiaoping Beijing: Foreign Language Press, 1984). URL: https://www.bannedthought.net/China/Individuals/DengXiaoping/DengXiaoping-SelectedWorksV2.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
  23. Fan Guorui. Changes in Educational Institutions in China: 1978–2020. Handbook of Education Policy Studies. Springer Open, 2020. P. 111–129. URL: https://link.springer.com/chapter/ 10.1007/978-981-13-8347-2_6 (дата обращения: 22.10.2024)
  24. Fan Lianghuo. The Expansion of Education in China 1949-1995. The American Educational Research Association (AERA) Annual Meeting, Chicago, 1997. 30 p.
  25. Ka Ho Mok. Riding over socialism and global capitalism: changing education governance and social policy paradigms in post-Mao China // Comparative Education: Vol 41, N 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/44836564_Riding_over_socialism_and_global_capitalism_ Changing_education_governance_and_social_policy_paradigms_in_post-Mao_China (дата обращения: 22.10.2024).
  26. Martin Singer. Educated Youth and the Cultural Revolution in China. The University of Michigan. Center for Chinese studies, 1971. 116 p.
  27. Ogden Suzanna. Higher education in the People’s Republic of China: New directions in the 1980s // Higher Education. 1982. Vol. 11, N 1. P. 85–109.
  28. Ross Garnaut, Ligang Song and Cai Fang. China’s 40 Years of Reform and Development. 1978–2018. Australian National University, 2018. 708 p.
  29. Suzanne Pepper. China's Education Reform in the 1980s: Policies, Issues and Historical Perspectives. Berkeley: University of California Press, 1990. 196 p.
  30. Tsang Mun Chui. Education and National Development in China since 1949: Oscillating Policies and Enduring Dilemmas. China Review, 2000. 26 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/246015014_Education_and_national_development_in_Chi na_since_1949_Oscillating_policies_and_enduring_dilemmas (дата обращения: 22.10.2024).
  31. Vivien Stewart. Made in China: Challenge and Innovation in China’s Vocational Education and Training System. Washington, DC : National Center on Education and the Economy, 2015. 51 p. URL: https://ncee.org/wp-content/uploads/2015/03/CHINAVETFINAL.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
  32. Wang Guo-hua. China’s Higher Education Reform // China Currents. Journal of the Center for Chinese Studies. 2010. Vol. 9, N 1. URL: https://www.chinacenter.net/2010/china-currents/9- 1/chinas-higher-education-reform/#fnref-554-6. (дата обращения: 25.10.2024).
  33. Yang Zhong. Globalization and Higher Education Reform in China. URL: https://www.aare.edu.au/data/publications/2005/zho05780.pdf (дата обращения: 25.10.2024).

Полная версия (русская)