«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2025. Том 53

Социальная философия либерализма и качества жизни

Автор(ы)

В. И. Шамшурин1,Н. Г. Шамшурина2, 3

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

2 Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, г. Москва, Российская Федерация 

ФГБУ НМИЦ реабилитации и курортологии Минздрава РФ, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация
Критически анализируется релятивизм и конвенционализм либеральной доктрины конъюнктурных ценностей мондиализма и многополярного глобализма. Обосновывается консервативный подход, утверждающий онтологию фундаментально-философских ценностей традиционализма и многополярного мира и устанавливающий их иерархию, выясняющий степень их совместимости и соподчиненности, анализирующий их связи со смыслом жизни человека и всеми другими (не только экономическими и политическими) сферами его деятельности. Показывается, что в отличие от либерализма консерватизм утверждает такие ценности, как патриотизм, реализм, гуманизм, суверенитет, порядок, стабильность, социальный оптимизм, социальная защищенность. В либеральном случае эти ценности рассматриваются как пережитки, а единственный способ, которым следует пользоваться современному исследователю-политологу, – это эмпирическое обобщение исторических фактов и прогнозирование поведения людей, точнее их экономических интересов, проявляемых в аналогичных условиях. В консерватизме, напротив, особо обращается внимание на то, что история никогда не повторяется во всех деталях, а человек богаче и непредсказуемее своего экономического интереса. Обосновывается, что именно консервативный подход наиболее последователен в плане таких критериев научности, как универсализм, системность и целостность. Показывается, что в первом случае политическая мысль носит политико-конъюнктурный, служебный для тех или иных политических сил и политиков характер. Во втором случае можно говорить, не взирая на конъюнктуру политических отношений во властных структурах, о политической устойчивости, стабильности государства и общества в плане публично-правового регулирования и не только стратегического, но даже и эсхатологического планирования.
Об авторах

Шамшурин Виктор Иванович,доктор социологических наук, профессор, кафедра философии политики и права, философский факультет Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ломоносовский просп., 27/4 e-mail: shamshuriny2@mail.ru 

Шамшурина Нина Григорьевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра медицинской статистики и цифрового здравоохранения Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, 2/1, стр. 1, профессор кафедры организации, управления и экономики в здравоохранении ФГБУ НМИЦ реабилитации и курортологии Минздрава РФ, 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, 32 e-mail: ShamshurinaNG@rmapo.ru  

Ссылка для цитирования
Шамшурин В. И., Шамшурина Н. Г. Социальная философия либерализма и качества жизни // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2025. Т. 53. С. 16–32. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2025.53.16
Ключевые слова
либерализм, консерватизм, демократия, уровень жизни, социальная философия, симфонизм, гуманизм.
УДК
172.1
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2025.53.16
Литература
  1. Абрамов М. А. Воздух свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли. М. : Прогресс-Традиция, 2000. С. 7-28. 
  2. Аласания К. Ю. Биополитика от Спенсера до Эспозито: ключевые концепции и подходы. М.: Издатель А. В. Воробьев, 2023. 316 с. 
  3. Аристотель. Афинская полития. М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1936. 197 с. 
  4. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Париж : YMCA-Press, 1972. 222 c.
  5. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж : YМCA-Press, 1947, 219 с. 
  6. Бердяев Н. А. Философия неравенства (Письма к недругам по социальной философии). М. : ИМА-Пресс, 1990. 288 с. 
  7. Брянчанинов Д. А. [Св. Игнатий Брянчанинов]. Слово о человеке. СПб. : Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. 720 с. 
  8. Бэкон Ф. О началах и истоках. Опыты или наставления нравственные и политические. Посвящения // Соч. В 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1972. 582 с. 
  9. Инглхарт Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. 1997. № 4. С. 6-32. EDN ESCOIL. 
  10. Ксенофонт. Афинская полития // Аристотель. Афинская полития. М. ; Л. : Гос. соц.- экон. изд-во, 1936. С. 181-196. 
  11. Леонтович В. В. История либерализма в России (1762–1914). М. : Русский путь, 1995. 550 с. 
  12. Платон. Государство // Соч. в трех томах. Т. 3. Ч. 1. М. : Мысль, 1971. С. 89–454. 
  13. Расторгуев В. Н. Либерализм // Философия политики и права: энциклопедический словарь. М .: ИНФРА-М, 2018. С. 217–220. 
  14. Расторгуев В. Н. Предисловие // Православная цивилизация / А. С. Панарин. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2014. С. 5–38. 
  15. Ролз Дж. Теория справедливости : пер. с англ. М. : УРСС : Ленанд, 2017. 536 с. [Rawls J. A Theory of Justice. Harvard : Sixth Printinge, 1971]. 
  16.  Русский либерал. Письмо к издателю // Голоса из России : сборники А. И. Герцена, Н. П. Огарева. Кн. 1–3. 1856–1857. М. : Наука, 1974. С. 9–36. 
  17. Свт. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 204 с. 
  18. Фукуяма Ф. Отставание. М. : Астрель, 2012. 480 с. 
  19. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в ХХI веке. М. : АСТ, 2007. 220 с. 
  20. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М. : Гнозис, 1994. 328 с.
  21. Чичерин Б. Н. Мера и границы : сб. ст. М. : Развитие правовых систем, 2023. 400 с. 
  22. Чичерин Б. Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М. : Канон, 1997. С. 38-51.
  23. Чичерин Б. Н. Что такое охранительные начала? // Наше время. 1862. № 39. URL: http://dugward.ru/gosipravo/chicherin_chto_takoe_ohranitelnye_nachala.html
  24. Яковлев М. В. Теория справедливости в европейской социально-политической мысли ХХ в. // Университетские лекции по истории философии политики и права / под общ. ред. Е. Н. Мощелкова ; науч. ред. А. В. Никандров. М. : Бло-Принт, 2021. С. 454-469.
  25. Arblaster A. The rise and decline of western liberalism. Oxford, basil Blackwell, 1984, 168 p. 
  26. Baucaud-Victoir K. How Michel Foucault got liberalism so wrong. An interview. Jacobin. 09.06.2019. URL: https://jacobin.com/2019/09/michel-foucault-neoliberalism-friedrich-hayekmilton-friedman-gary-becker-minoritarian-governments 
  27. Kaube J., Kieserling A. Die gespalten gesellschaft. Berlin : Rowohlt E-Book, 2022. 259 p. 
  28. Sarrazin T. Deutchland auf der schiefen bahn: nohin steuert unser land. Langen-Muller, 2024. 328 p. 
  29. Schumheter I. Capitalism, socialism and democracy. N. Y.: Harper & Row, 1974. 481 p. 



Полная версия (русская)