«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 49

Постсекулярный характер религиозного фундаментализма: деятельность исламистских террористических организаций в Центральной Азии

Автор(ы)
Т. В. Излученко, Д. Н. Гергилев
Аннотация
Обосновывается влияние постсекулярных тенденций на возникновение и распространение религиозного фундаментализма как гибридной формы религиозности. Религиозные фундаменталисты понимаются социальными акторами. Они рефлексируют над социально-политическими ошибками с радикальных позиций и реализуют проект преобразования общества – приведения мира к предсказуемости (священной истории) через отход от хаоса (безбожия). Доказывается использование принципов религиозного фундаментализма для идеологического обоснования террористической деятельности, формирования группового мышления. Продемонстрирована амбивалентная сущность религиозного фундаментализма на примере деятельности террористических организаций в Центральной Азии, необоснованно апеллирующих к исламскому вероучению: с одной стороны, исламистские террористы позиционируют себя защитниками веры перед вызовами постсекулярного мира, угрозами либерализма и проводниками к традиционным, изначальным священным ценностям и принципам исламского халифата VII в., с другой – продвигают идеи развития и поддержания религиозного самовыражения, соблюдения прав и свобод человека, особенно относительно вероисповедания. Показано, что исламистские террористические организации требуют признания религиозной индивидуальности в публичной сфере, а себя полноценными участниками международных отношений; религия для них не является «частным делом», а выступает онтологическим и семантическим обоснованием системности и непротиворечивости конструируемой ими альтернативной социальной реальности.
Об авторах

Излученко Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент, кафедра деликтологии и криминологии, Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6, старший научный сотрудник, лаборатория исторических и социально-экономических исследований Сибири и Центральной Азии, Красноярский научный центр СО РАН, Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок, 50, e-mail: izluchenko@mail.ru

Гергилев Денис Николаевич, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатория исторических и социально-экономических исследований Сибири и Центральной Азии, Красноярский научный центр СО РАН, Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок, 50, заведующий, кафедра истории России, мировых и региональных цивилизаций, Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82А, e-mail: turilak@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Излученко Т. В., Гергилев Д. Н. Постсекулярный характер религиозного фундаментализма: деятельность исламистских террористических организаций в Центральной Азии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 49. С. 130–137. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.49.130
Ключевые слова
религия, религиозный фундаментализм, постсекулярность, исламские террористы, Центральная Азия, террористическая деятельность.
УДК
329.3:2-664+2-1
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.49.130
Литература
  1. Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. 416 с.
  2. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford : Stanford University Press, 2003. 269 p.
  3. Boyer B. Religion Explained the Evolutionary Origins of Religious Thought. N.-Y. : Basic Books, 2001. 375 p.
  4. Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Princeton : Princeton University Press, 2004. 403 p.
  5. Casanova J. Public religions in the modern world. London : The University of Chicago Press, Ltd., 1994. 332 p. 6. Norenzayan A. Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict. Princeton University Press, 2013. 264 p.

Полная версия (русская)