«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 48

Региональные аспекты современной государственной политики в сфере среднего профессионального образования (на примере Иркутской области)

Автор(ы)
Т. Г. Калугина
Аннотация
Выявлены изменения в подходах к развитию системы среднего профессионального образования со стороны государственной власти, предпринимательских сообществ, самих образовательных организаций. Обозначены изменения в образовательных приоритетах российской молодежи, связанные с ростом популярности среди молодежи среднего профессионального образования. Описан феномен роста популярности профессионального образования в разных странах. Проанализирован «эффект профессионального образования», который проявляется в устранении препятствий в процессе перехода молодежи от образования к рынку труда, нахождении эффективных механизмов этого перехода. Выявлено, что вопросы трансформации среднего профессионального образования активно исследуются российскими учеными. Описана деятельность научных центров, исследующих данную проблематику: Центра развития навыков и профессионального образования Национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Рассмотрены вопросы реализации государственной политики в области среднего профессионального образования на региональном уровне. Проанализированы основные направления федеральной политики в области среднего профессионального образования. Выделены отдельные этапы в реализации этой политики. Описана специфика реализации федеральной политики на региональном уровне. Проанализирована реализация региональной политики в области среднего профессионального образования на примере Иркутской области.
Об авторах
Калугина Татьяна Геннадиевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра профессионального образования, Институт развития образования Иркутской области, Российская Федерация, 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, e-mail: info@iro38.ru
Ссылка для цитирования
Калугина Т. Г. Региональные аспекты современной государственной политики в сфере среднего профессионального образования (на примере Иркутской области) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 48. С. 62–72. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.48.62
Ключевые слова
среднее профессиональное образование, федеральная политика, региональный уровень, стандарты, экономика, рынок труда, Иркутская область.
УДК
377.5
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.48.62
Литература
  1. Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов / С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына, Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 474–490.
  2. Анисимова К. В., Артемьев И. А., Дудырев Ф. Ф. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала : аналит. докл. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 100 с.
  3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Готовность отечественной системы СПО к достижению технологического суверенитета: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 2. С. 6–31.
  4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Ключевые аспекты развития среднего профессионального образования. Москва: Дело, 2023. 340 с.
  5. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Развитие среднего профессионального образования в современной России // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1, № 4. С. 269-277.
  6. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Сергеев И. С. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года. От нормативного моносценария к стратегическому управлению на основе веера сценариев. М. : Перо, 2021. 96 с.
  7. Дудырев Ф. Ф., Кузеванова Ю. В., Шабалин А. И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов. Москва: НИУ ВШЭ. 2017. 24 с.
  8. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117–138.
  9. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Молодые специалисты для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. Москва: НИУ ВШЭ. 2019. 269 с.
  10. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод// Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109–136.
  11. Журавлева И. А. Социальные проблемы реализации государственной политики в области среднего профессионального образования // Социология. 2023. № 1. С. 5–20.
  12. Зеленюк Ю. М., Салатин С. А. Развитие территориальной системы высшего и среднего профессионального образования в Иркутской области // Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле. 2021. Т. 37. С. 42-55.
  13. Мясников В. А., Новиков А. М., Осовский Е. Г. История профессионального образования в России. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.
  14. Козлов Д. В., Потороченко Н. А. Стратегическая дилемма инновационного развития региона // Власть. 2013. Т. 21, № 10. С. 23–26.
  15. Перевертайло А. С. Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования / Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России. Т. 1. М. : Центр стратег. партнерства, 2015. С. 219–221.
  16. Шугаль Н. Б. Потенциал практико-ориентированного обучения в оценках руководителей профессиональных образовательных организаций : информационный бюллетень. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 56 с.
  17. Iannelli C., Raffe D. Vocational upper-secondary education and the transition from school // European Sociological Review. 2007. Vol. 23, N 1, P. 49–63.
  18. McGrath S., Powell L. Skills for Sustainable Development: Transformation Vocational Education and Training beyond 2015 // International Journal of Educational. 2016. Development, Vol. 50. P. 12–19.

Полная версия (русская)