«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 47

Качественные характеристики школьного образования как показатель политико-географического положения стран

Автор(ы)
П. Л. Попов, А. А. Черенев, В. Г. Сараев, Д. А. Кузнецов
Аннотация
На основе данных ООН на совокупностях стран рассмотрены корреляционные связи качественных характеристик школьного образования с индексом человеческого развития и его компонентами. Учтены образовательные характеристики, показатели успеваемости школьников, выявляемые в различных странах международными программами TIMSS, PISA, PIRLS, и количество золотых медалей на международных олимпиадах по различным учебным дисциплинам, а также компоненты человеческого развития (ожидаемая продолжительность жизни, валовой национальный доход, средняя и ожидаемая продолжительность обучения). В большинстве случаев установлены значительные положительные корреляции между рассматриваемыми явлениями. Исследовано распределение учитываемых образовательных показателей по регионам мира. При использовании мир-системного анализа установлено, что связь между местом страны в международной системе и уровнем успеваемости школьников, успешностью учеников на олимпиадах по школьным дисциплинам не является однозначной. Для Российской Федерации и многих географически близких к ней стран характерен разрыв между качественными показателями школьного образования и уровнем развития человеческого потенциала. Высказано предположение, что качество школьного образования является сильной и недостаточно реализуемой предпосылкой развития Российской Федерации.
Об авторах

Попов Петр Леонидович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, лаборатория теоретической географии, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, e-mail: plp@irigs.irk.ru

Черенев Алексей Анатольевич, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, лаборатория георесурсоведения и политической географии, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, e-mail: tcherenev@irigs.irk.ru

Сараев Владимир Григорьевич, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, лаборатория экономической географии и территориального планирования, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, e-mail: soclab@irigs.irk.ru

Кузнецов Денис Александрович, аспирант, лаборатория георесурсоведения и политической географии, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, e-mail: kuznetsovden15ochka@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Качественные характеристики школьного образования как показатель политико-географического положения стран / П. Л. Попов, А. А. Черенев, В. Г. Сараев, Д. А. Кузнецов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 47. С. 111–122. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.47.111
Ключевые слова
география образования, мир-системный анализ, успеваемость школьников, международные олимпиады, страны и регионы мира, компоненты уровня развития, человеческий потенциал.
УДК
371.01
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.47.111
Литература
  1. Беляев Д. О., Мойсбургер М. География знания как одно из передовых направлений современной географической науки // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2011. № 2. С. 7–16.
  2. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение / пер. с англ. Н. Тюкиной. М. : Территория будущего, 2006. 248 с.
  3. Геттнер А. География: ее история, сущность и методы / пер. с нем. Е. А. Торнеус ; под ред. Н. Баранского. М. : Гос. изд-во, 1930. 416 с.
  4. Дудников А. С. Анализ развития стран центра, полупериферии и периферии в глобальной экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 22 (144). С. 15–21.
  5. Катровский А. П. Территориальная организация высшей школы России // Вестник Московского университета. Серия 5, География. 2021. № 5. С. 3–13.
  6. Михайлов А. С., Михайлова А. А., Хвалей Д. В. География знания: кластеризация национальных центров компетенций в России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2020. № 1. С. 5–17.
  7. Михайлов А. С., Пекер И. Ю. Территориальное распределение интеллектуального капитала России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 6. С. 28–39.
  8. Попов П. Л., Черенев А. А. О распределении лучших ВУЗов и средних школ по макрорегионам РФ // Успехи современного естествознания. 2020. № 8. С. 69–73.
  9. Пространственная организация высшей школы и региональное развитие / А. П. Катровский [и др.]. Смоленск : Смолен. гос. ун-т, 2022. 310 с.
  10. Файбусович Э. Л. География высшего образования СССР. Саратов : Саратов. гос. унт им. Н. Г. Чернышевского, 1976. 23 с.
  11. Цымбурский В. Л. Остров Россия: Геополитические и хронополитические работы. 1993–2006. М. : РОССПЭН, 2007. 544 с.
  12. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, N 5, Part 2. P. 9–49.
  13. Meusburger P. Bildungsgeographie. Wissen und Ausbildung in der raumlichen Dimension. Heidelberg : Spektrum Akademischer Verlag, 1998. 569 p.
  14. Schultz T. W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York : Free Press, 1971. 272 p.

Полная версия (русская)