«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 47

TikTok как средство политизации молодежи: кейс современной России

Автор(ы)
С. М. Захаров
Аннотация
Исследуются возможности TikTok как средства политизации молодежи в условиях современной России. Отмечается, что за короткий срок работы в России, в силу происходящих общественно-политических процессов, платформа стала наполняться политическим контентом, его значительная часть несет в себе протестные коннотации. В исследовании применяется бихевиористический метод, позволяющий определить зависимость поведения молодежи от распространяемого в TikTok контента. Используется конфликтологический метод, дающий понимание уровня протестного потенциала, сосредоточенного в TikTok, в противостоянии с мерами, применяемыми властью по сдерживанию делегитимационных эффектов. Определяются возможности данного приложения в качестве площадки для выражения политических взглядов и мнений молодых людей, что способствует их активному участию в политической жизни страны и формированию политической идентичности. Результаты научных изысканий указывают на исследовательский вклад в понимании роли социальных медиа и их влияние на политические процессы, происходящие в молодежной среде. Сделан вывод, что в TikTok используются алгоритмы, полностью подстраивающиеся под психоэмоциональные и интеллектуальные особенности современной молодежи. При этом, находясь в парадигме постправды, платформа реализует модели потребления контента, с трудом подвергающегося верификации, а также субъектной активности в соответствии с трендами, определенными социальной средой.
Об авторах
Захаров Сергей Михайлович, кандидат политических наук, ассистент, кафедра истории, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Российская Федерация, 127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, e-mail: zakharov1201@rambler.ru
Ссылка для цитирования
Захаров С. М. TikTok как средство политизации молодежи: кейс современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 47. С. 32–47. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.47.32
Ключевые слова
новые медиа, политизация молодежи, постправда, протестное поведение, современная Россия, социальная сеть, TikTok.
УДК
323.2
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.47.32
Литература
  1. Алехин В. К. Основные принципы работы алгоритмов TikTok // Век информации (Сетевое издание). 2021. Т. 5, № 2 (15). https://doi.org/10.33941/age-info.com52(15)7
  2. Бурда М. А., Порошина А. С. Социальная сеть TikTok как новый инструмент политической коммуникации в молодежной среде // PolitBook. 2021. № 4. С. 21–30.
  3. Вербовская В. В., Федосеев И. Ю. ТикТок как инструмент распространения идей национализма и национал-большевизма среди молодежи // Цели и пути устойчивого экономического развития : сб. науч. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф., 7 мая 2021 г., г. Уфа. Уфа : Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. С. 112–119.
  4. Гарбузняк А. Ю. Онлайн-поведение пользователей новых медиа в преддверии массовых уличных протестов в России в январе и апреле 2021 года // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5, № 4. С. 37-45.
  5. Деревянченко А. А. TikTok как один из политтехнологических инструментов избирательной кампании в Государственную Думу VIII созыва // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование». 2021. № 47 (дек.). С. 2372–2377.
  6. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М. : КДУ : Добросвет, 2020. 178 с.
  7. Закутнева А. С. Сущность и потенциал видеосервисов TikTok и YouTube как платформ для политической коммуникации молодежи: опыт США и России // Молодежь и мир политики: границы возможного : материалы VI Всерос. форума молодых политологов. Москва, 18 дек. 2021 г. : сб. ст. / под общ. ред. Д. В. Алексеева, П. С. Копыловой, И. А. Помигуева. М. : РУСАЙНС, 2021. С. 144–146.
  8. Кветкин П. Д. Русскоязычный TikTok: пространство, несвободное от политики // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность : материалы V Междунар. науч. конф. Челябинск, 24–25 нояб. 2020 г. Ч. 1 / под ред. А. А. Морозовой. Челябинск : Изд-во Челябин. гос. ун-та, 2020. С. 370–374.
  9. Лукушин В. А., Давыдова М. А. Практика использования TikTok как инструмента политической мобилизации // Интернет и современное общество : тр. XXIV Междунар. объедин. науч. конф. Санкт-Петербург, 23–26 июня 2021 г. СПб. : Ун-т ИТМО, 2021. С. 47-49.
  10. Парма Р. В., Давыдова М. А., Кащенко Т. Л. Протестная мобилизация граждан на цифровой платформе TikTok в ходе выборов в Государственную Думу России 2021 г. // Власть. 2022. Т. 30. № 1. С. 25-31.
  11. Плотникова М. В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok) // Вопросы управления. 2021. № 2. С. 16-30.
  12. Порецкова А. А., Савин Н. Ю. Мемы как инструмент консолидации протестного движения (на примере коротких видео социальной сети TikTok) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 76–96. URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2030
  13. Шапошников А. А. Социальная сеть TikTok как инструмент распространения идеологии терроризма и экстремизма // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 4. С. 35–41.
  14. Flaxman S., Goel S., Rao J. M. Filter Bubble, Echo Chambers, and Online News Consumption // Public Opinion Quarterly. 2016. Vol. 80, Special Issue. P. 298–320.

Полная версия (русская)