«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2021. Том 37

Аксиологические установки в интерпретации рационального и иррационального в трудах представителей латинской апологетики

Автор(ы)
Р. Р. Баландина, Е. В. Кузьмина
Аннотация

Продемонстрированы существенные различия в области восприятия рациональности и иррациональности в трудах древнегреческих философов и философов периода латинской апологетики. Проведен компаративный анализ трудов античных и латинских философов. Установлено, что греки решали вопрос о соотношении рационального и иррационального в онтологическом ключе, в то время как латиняне смещали акцент данной проблематики в аксиологическую плоскость. Структурно работа представляет собой соотнесение трех примеров онтологической направленности языческой философии с тремя примерами аксиологической направленности латинской теологии периода апологетики. Методология исследования базируется на сочетании историко-функционального и компаративного анализа. Методологической основой данного исследования являются труды Н. С. Мудрагей, в которых была доказана правомерность использования понятий «рациональное» и «иррациональное» применительно к античной философии, а также труды Г. Г. Майорова, впервые предложившего рассматривать латинскую апологетику как систему, имеющую четкую интенцию в движении от эллинофилии к эллинофобии. Теоретической основой исследования стали труды древнегреческих философов, а также сочинения Лактанция, Арнобия, Тертуллиана и Минуция.

Об авторах

Баландина Розалина Руслановна, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, e-mail: rrzaynullina@stud.kpfu.ru

Кузьмина Елена Владиславовна, кандидат философских наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18,e-mail: bossloko1@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Баландина Р. Р., Кузьмина Е. В. Аксиологические установки в интерпретации рационального и иррационального в трудах представителей латинской апологетики // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 37. С. 128–137. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.37.128

Ключевые слова
разум, вера, рациональное, иррациональное, апологетика, аксиология, онтология.
УДК
239
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.37.128
Литература
  1. Аванесов С. С. К истокам философского учения о ценности: аксиология стоицизма (понятия о добродетели и о надлежащем) // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С. 5–8.
  2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. СПб. : Пневма, 2003. 688 с.
  3. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.
  4. Гаджикурбанова П. А. Стоическая теория аффектов // Этическая мысль. 2005. № 6. С. 76–89.
  5. Кочеров С. Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. 2016. № 1. С. 31–45.
  6. Ламерти Ж. О. Сочинения. М. : Москва, 1983. 2-е изд. 509 с.
  7. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латин. патристика. М. : Мысль, 1979. 269 с.
  8. Минуций Ф. Октавий // Сочинения древних христианских апологетов. СПб. : Алетейя, 1895. 85 с.
  9. Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М. : Наука, 2002. 109 с.
  10. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М. : Альфа-книга, 2013. 1311 с.
  11. Рассел Б. История западной философии : в 2 т. М. : Миф, 1998. Т. 2. 987 с.
  12. Шок Н. П. Доксография Тертуллиана и ее значение для истории естествознания. Часть 1 // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С. 176–181.

Полная версия (русская)