«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2021. Том 36

Образ Китая в современных дискурсах маргинальной эсхатологии

Автор(ы)
А. М. Прилуцкий
Аннотация

В современных эсхатологических дискурсах маргинального православия образ Китая занимает одно из центральных мест. Отмечается, что на протяжении столетий в отечественной религиозной культуре формировалось двойственное отношение к Китаю. С одной стороны, Китай выступал как религиозный и геополитический противник, с другой – как «почти единоверец». Изучение апокрифических и псевдонимных эсхатологических пророчеств показало, что в них Китай выступает как религиозный и политический антипод Святой Руси, вторжение Китая ожидается в предэсхатологическое время как эсхатологическое знамение и реальная угроза. Анализ многочисленных профетических текстов, в которых изображены ужасы грядущего военного вторжения Китая в Россию, в результате чего значительная часть территории окажется под китайской оккупацией, привел к заключению, что само начало вторжения семиотизируется как знак начала реализации апокалипсического сценария, одновременно с этим эсхатологическое китайское вторжение оценивается и как «бич Божий», наказание за грехи и нечестие, как инструмент очищения земли Русской от мерзости и порока. Как показало наблюдение, на эсхатологическую герменевтику образа Китая не повлияла современная коронавирусная инфекция, что, возможно, связано как с определенной инерцией, так и с ковид-диссидентскими настроениями, популярными в маргинальном православии.

Об авторах

Прилуцкий Александр Михайлович, доктор философских наук, заведующий, кафедра истории религий и теологии, Российский государственный педагогический, университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, e-mail: alpril@mail.ru

Ссылка для цитирования

Прилуцкий А. М. Образ Китая в современных дискурсах маргинальной эсхатологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 36. С. 109–117. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.109

Ключевые слова
эсхатология, апокалиптика, профетический дискурс, мифология войны, семиотика мифа.
УДК
236.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.109
Литература
  1. Бляхер Л. Е., Григоричев К. В. Вглядываясь в зеркала: смысловые трансформации образа Китая в российском социуме // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2015. № 1 (76). С. 24–38.
  2. Бузмакова О. В. Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании : автореф. дис. … канд. филос. наук / Амурский государственный университет. Благовещенск, 2008. 28 c.
  3. Квакин А. В. Между красными и белыми. Русская интеллигенция 1920–1930 годов в поисках Третьего Пути. М. : Центрполиграф, 2006. 413 с.
  4. Лукин А. В. Образ Китая в российском общественном сознании: преемственность и эволюция // Полис. Политические исследования. 2004. № 6. С. 70–88.
  5. Орачев А. Диоклециан и спасяването на римския цивилизационен модел. София : Борина, 2018. 287 с.
  6. Схиммельпеннинк ван дер Ойе. Навстречу восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М. : Новое литературное обозрение, 2009. 412 с.
  7. Титаренко А. С. Образ Китая в российском сознании во второй половине XIX – начале XX в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 104, № 3. С. 291–297.
  8. Ши С. Образ Китая и китайцев в произведениях русских путешественников XIX – начала XX века // Филология и культура. 2016. № 4 (46). С. 280–287.
.

Полная версия (русская)