«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2021. Том 35

Формирование художественной компетентности в Евангелической церкви Германии в XX – начале XXI в.

Автор(ы)
В. В. Барашков
Аннотация

Рассмотрен «поворот» к уточнению теологического и эстетического значения образов в протестантизме на основе анализа положений теологии культуры, оказавших значительное влияние на современное восприятие образа в Евангелической церкви Германии. Такой акцент оправдан тем, что подготовка к празднованию в Германии 500-летия Реформации в 2017 г. послужила важным толчком для активизации обще-ственной деятельности церкви, в том числе в ее отношении к искусству. Источниками исследования послужили труды теологов, культурологов, искусствоведов; использованы каталоги ряда выставок, состоявшихся в последние годы в Германии.

Об авторах

Барашков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Российская Федерация, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87, e-mail: v.barashkov@gmail.com

Ссылка для цитирования

Барашков В. В. Формирование художественной компетентности в Евангелической церкви Германии в XX – начале XXI в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 35. С. 115–124. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.35.115

Ключевые слова
протестантизм, Реформация, Евангелическая церковь Германии, религиозное искусство, современное искусство, теология культуры
УДК
130.2+7.067
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.35.115
Литература
  1. Барашков В. В.  Храм как гибридное пространство трансцендентности: теория Томаса Эрне // Вестник ПСТГУ. Сер. 1, Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 133–138.
  2. Бельтинг Г.  Образ и культ. История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К. А. Пиганович. М. : Прогресс-Традиция, 2002. 748 с.
  3. Боровская Н. Ф.  Очерки по истории христианского искусства. Ч. 2. М. : БуксМАрт, 2020. 240 с.
  4. Глаголев В. С.  Религиозно-эстетические феномены культуры в контексте творческих поисков истины // Что есть истина? : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: М. И. Билалов [и др.]. Махачкала : Изд-во ДГУ, 2013. С. 32–36.
  5. Домбраускене Г. Н.  Социально-культурный проект «Lutherdekade» – десятилетие Лютера в Германии: аксиосфера протестантизма в преддверии 500-летнего юбилея Реформации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (36). В 2 ч. Ч. 1. С. 66–70.
  6. Отто Р.  Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А. М. Руткевича. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 272 с.
  7. Пименов С. С.  Пауль Тиллих: на пути к «теологии культуры» // Религиоведение. 2007. № 2. С. 132–144.
  8. Рягузов М. В.  Пауль Тиллих об изобразительном искусстве и архитектуре // Богословские размышления. Евроазиатский журнал богословия. 2003. № 1. С. 201–220.
  9. Тиллих П.  Избранное. Теология культуры : пер. с англ. М. : Юрист, 1995. 479 с.
  10. Философия культуры в системе изучения международных отношений. В 2 кн. Кн. 1. Парадоксы исследовательской призмы / под общ. ред. М. В. Силантьевой. М. : МГИМО-Университет, 2020. 544 с.
  11. Хулап В.  500-летний юбилей Реформации: экуменизм в церковно-общественном контексте современной Германии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 119–142.
  12. Языкова И. К.  Со-творение образа. Богословие иконы. 2-е изд. М. : Изд-во ББИ, 2014. 368 с.
  13. Bergmann S.  In the Beginning is the Icon. A Liberative Theology of Images, Visual Arts and Culture. Routledge, 2014. 320 p.
  14. Erster Evangelischer Bildertag am 9./10. November 2018. URL: http://kirchbauinstitut.de/erster-evangelischer-bildertag-am-9-10-november-2018/ (date of access: 28.09.2020).
  15. Langbein H.  Nach dem Fest. Zwischen Ermüdung und Erweckung nach den Reformationsfeierlichkeiten // Kunst und Kirche. 2017. N 4. P. 53–56.
  16. Luther und die Avantgarde. Zeitgenössische Kunst im alten Gefängnis in Wittenberg mit Sonderpräsentationen in Berlin und Kassel / Hg. von Walter Smerling. Wienand Verlag, 2017. 370 p.
  17. Philipp Stoellger im Gespräch mit kunst und kirche.  Luthers Silberblick. Von der Deutungsmacht der Bilder im Reformationsjubiläum // Kunst und Kirche. 2017. N 2. P. 8–13.
  18. Schäfer-Streckenbach U.  Kulturkirchen. Wahrnehmung und Interpretation. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus Gerd Mohn, 2007. 184 p.
  19. Schwebel H.  Die Kunst und das Christentum. Geschichte eines Konflikts. München: C.H. Beck Verlag, 2002. 250 p.
  20. Schwebel H.  Kunst im Kontext Kirche. Positionen – Anti-Positionen – Praktische Folgerungen. URL: https://theomag.de/46/hs6.htm (date of access: 28.09.2020).
  21. Stock A.  Zwischen Tempel und Museum. Theologische Kunstkritik – Positionen der Moderne. Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh, 1991. 368 p.
  22. Volp R.  Kunst als Sprache von Religion. Ein Beitrag zur Semiotik Friedrich Schleiermachers // Internationaler Schleiermacher-Kongress: Berlin 1984. Teilband 1 / Hg. von K.-V. Selge. Berlin ; New-York: Walter de Gruyter, 1985. P. 423–438.

Полная версия (русская)