«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2020. Том 33

Роль культа богини Янжимы в национальной идентичности бурят

Автор(ы)
Ю. Г. Матушанская, З. А. Кринская
Аннотация

Рассматривается влияние культа богини семьи и материнства Янжимы, изначально ведической покровительницы красноречия, музыки Сарасвати, на процессы формирования религиозной самоидентификации бурятских последователей буддизма. Политика региона, направленная на конструирование этнонациональной бурятской идеи и автокефалию бурятского буддизма, создание буддийским духовенством Бурятии национальных сакральных объектов, таких как святилище богини Янжимы в Баргузинском районе республики, обусловливают поиски бурятскими жителями собственной идентичности. Возникшее как буддийская святыня святилище Янжимы интуитивно превращается в родовое место поклонения. Изменения культа богини, ее образа, связанных с ней религиозных представлений, обрядов и ритуалов могут стать иллюстрацией того, как соединяются буддийские и добуддийские верования, позволяют представить, как происходит формирование этнорелигиозной идентичности бурятских буддистов на практике.

Об авторах

Матушанская Юлия Григорьевна, доктор философских наук, профессор, кафедра религиоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, e-mail: jgm2007@yandex.ru 

Кринская Зоя Андреевна, аспирант, кафедра религиоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, e-mail: glendevan@rambler.ru

Ссылка для цитирования

Матушанская Ю. Г., Кринская З. А. Роль культа богини Янжимы в национальной идентичности бурят // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 130–139. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.130

Ключевые слова
буряты, буддизм, добуддийские верования, национальная идентичность, религиозная самоидентификация, богиня Янжима
УДК
294.321
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.130
Литература
  1. Баженова О. С. Буддизм как этноинтегрирующий фактор глазами жителей Республики Бурятия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 14. С. 97–103.
  2. Грашевская О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к религии // Проблемы развития территории. 2014. № 5. С. 57–68.
  3. Ечевская О. Г., Раднаева А. В. Национальная идентичность современной бурятской молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 3. С. 40–49.
  4. Кринская З. А., Рабинович Е. И. «Через два месяца она забеременела»: конструирование культа богини Янжимы в Баргузинской долине // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем : материалы Междунар. науч. конф. (IX Колосницынские чтения), 16–17 апр. 2014 г. Екатеринбург : [Гуманитарный университет], 2014. С. 221–226.
  5. Лыгденова В. В. Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятия [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы : [сайт]. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7775-lygdenova.html (дата обращения: 18.01.2019).
  6. Нанзатов Б. З. Западно-Бурятская субэтническая идентичность // Этническая идентичность и конфликт идентичностей : сб. ст. / под ред. Г. Г. Ермак, Е. В. Рудниковой. Владивосток : Дальнаука, 2007. С. 80–90.
  7. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. Новый вектор развития этнической самоидентификации бурят // Власть. 2016. № 7. С. 159–163.
  8. Пронина Т. С. Вера и конфессиональная самоидентификация в структуре религиозной идентичности современных россиян // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 62–74.
  9. Скрынникова Т. Д. Традиционная культура и буддизм в самоидентификации бурят // Религия и идентичность в России : сб. ст. / сост. М. Т. Степанянц. М. : Восточная лит-ра, 2003. С. 121–152.
  10. Сыртыпова С.-Х. Культ богини-хранительницы Балдан Лхамо в Тибетском буддизме: миф, ритуал, письменные источники. М. : Восточная литература, 2003. 238 с.
  11. Терентьев А. Отягощенная карма конспиролога [Электронный ресурс] // Независимая газета: НГ-Религии : [сайт]. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2011-11-16/4_carma.html (дата обращения: 01.02.2020).
  12. Хантургаева Н. Ц. Самоидентификация жителей Бурятии (по результатам социологических исследований) // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 7–8 окт. 2015 г. Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2015. С. 98–103.
  13. Amogolonova D. D., Sodnompilova M. M. Religion and Cultural Interaction in the Republic of Buryatia // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 960–970.
  14. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion: Classical and Contemporary Perspectives. Aldershot : Ashgate Publishing Limited, 2006. 241 p.
  15. Yelaeva I. E. Religious Situation and Buryat Identity // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 138–148.

Полная версия (русская)