«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2008. Том 1

Культуро-религиоведческие аспекты миссии Русской Православной Церкви в Байкальском регионе XX–XXI вв.

Автор(ы)
И.А. Арзуманов
Аннотация

Общепринятое понимание термина «миссия» (от лат. missio – посылка, поручение) связано с принципами миссионерской деятельности, заложенными в христианской идее универсального спасения и выраженными словами Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Исходя из общего контекста догматического обоснования миссии, предполагается, что проповедь христианства будет осуществляться среди народов, исповедующих другую веру. Историко-логический подход выявляет понимание термина «миссия» как свидетельство, пропаганду вероучения, осуществляемые на личностно-субъективном и организационном уровнях. В последнем случае свидетельство осуществляется через соответствующие структуры конфессиональных институтов христианства. Так, в целях «евангелизации населения нехристианских стран» создавались и создаются миссии католические, православные и протестантские. Церковные и деноминационные миссионерские структуры, находящиеся под непосредственным руководством конфессиональных центров, соответственно «свидетельствовали» с конфессиональных же мировоззренческих позиций. Масштабы миссионерской деятельности в XX в. как католической, так и протестантской миссий, позволяют говорить о глобальном охвате ценностными приоритетами Запада большинства стран мира. A.M. Терехов, анализируя социополитическую подоплеку миссионерской экспансии на российском Дальнем Востоке в XIX в., пишет о том, что во второй половине XIX в. иностранная пропаганда велась англичанами и американцами в целях распространения протестантизма и идей либерализма. Французы делали ставку на проникновение в Восточную Сибирь католицизма. Власти Цинского Китая и Монголии стремились использовать в своих целях буддизм и традиционные верования инородцев (шаманизм). 

Литература

1. Христианство: словарь / под общ. ред. Л.Н. Митрохина [и др.]. – М.,1994. – с. 280.

2. Терехов A.M. Борьба с религиозной экспансией католицизма и проте-стантизма на востоке России в XIX веке // Силовые структуры и обще-ство: исторический опыт взаимодействия в условиях Сибири : материа-лы науч.-теорет. семинара, Иркутск, 24–25 июня 2003 г. Иркутск, 2003.– с. 95–98.

3. Robbie B. H. Goh. Christianity in Southeast Asia. – Singapore, 2005. –P. 73.

4. См.: Трофимчук Н.А. Экспансия / Н.А. Трофимчук, М.П. Свищев. М.,2000 Кривельская Н.В. Религиозная среда обитания: оценка угроз и поиск мер защиты. – М., 1998.

5. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церк-ви. – с. 11.

6. Там же. – с. 13.

7. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхари-стических общин «до края земли» (Деян., 1, 8). Там же.

8. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церк-ви. – Белгород, 2005. – с. 15.

9. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев для подзакон-ных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных для чуждыхзакона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, ноподзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона для немощныхбыл как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделал-ся всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю дляЕвангелия, чтобы быть участником его» (1 Кор., 9, 20– 23).

10. К ним относятся материалы Поместного Собора 1917–1918 годов, Ар-хиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патри-арха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальнойконцепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) по вопросам совре-менного миссионерского служения, на положения «Концепции возрож-дения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»(1995 г.), постановления и итоговые документы Всецерковных миссио-нерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 гг.

11. Там же. – с. 15–16.

12. Там же. – с. 16

13. Майский И. Современная Монголия. Иркутск, 1921. – с. 85–93.

14. Но еще в 1861 г. велась переписка между генерал-губернаторством Вос-точной Сибири и канцелярией кяхтинского градоначальства по пробле-мам учреждаемой в Урге русского консульства. См.: НАРБ ф. 92, оп. 4,Д. 48, л. 171–8.

15. Шастин Н. Возникновение и устроение православного храма при Рус-ском Императорском Консульстве в Урге и торжество его освящения //Прибавление к Иркутским Епархиальным ведомостям. Иркутск, 1895.– № 13. Июль. – с. 325. О строительстве Ургинской церкви 189701899гг. свидетельствуют ГАЧО, Ф. 282, оп.1, Д. 2873, Л. 254.

16. Никольский И. Записки о поездке русского священника в Монголию в1864 г. // Труды православных Миссий в Восточной Сибири. Иркутск,1883. – Т. 1. – с. 159–172.

17. Dawa Norbu. China’s Tibet Policy. 2001. – p. 342.

18. Стоит в этой связи упомянуть о том, что в связи с ужесточением законо-дательства, направленного на ограничение миссионерской деятельности 12 постпротестантских организаций Бурятии, еще в 1997 г. создали ассоциацию Христианских церквей.


Полная версия (русская)