«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Том 11

Концепты новых форм политической коммуникации в современной России

Автор(ы)
Н. П. Пименов
Аннотация
В статье рассматриваются концепты новых форм политической коммуникации: «мягкая сила», шоу-политика и медиадискурс, которые сформировались из предметно-дискурсивных полей массовой коммуникации, массовой культуры, политической идеологии, политического маркетинга и PR. Первым концептом является «мягкая сила» – совокупность внешних и внутренних (социокультурных) факторов государства, которая способствует созданию привлекательного имиджа страны, возникающего в процессе социального взаимодействия. Российские власти сегодня используют «мягкую силу» в нескольких направлениях. Во-первых, как важный ресурс макрополитического строительства. Во-вторых, наиболее активно применяются дискурсивные практики soft power в области бренд-имиджевой политической коммуникации. В-третьих, будучи способной к когнитивному принуждению к определенному видению реальности, «мягкая сила» активно применяется внутри государства.
Вторым концептом является шоу-политика, сформировавшаяся в результате информатизации социальности и становления шоу как специфического социокультурного феномена. Прикладной характер концепта «шоу-политика» реализуется в проведении разного рода политических шоу. К ним относятся: праздничный парад, церемония инаугурации президента, церемония открытия памятника национальному герою, государственному и общественному деятелю, съезд политической партии или общественно-политических организаций, встреча кандидата с избирателями, митинг и шествие.
Наконец, из-за активной медиатизации пространства, возникающей благодаря широкому распространению и проникновению средств массовой коммуникации, реализация шоу-политики в России невозможна без СМИ. Обладая силой виртуализации политической реальности, медиадискурс превращает политику в символический идеологический конструкт, характеризующийся активным внедрением в политические коммуникации символических фигур и мифологических образов, сконструированных посредством аудиовизуальных СМИ. Анализ политического медиадискурса позволяет дать качественное объяснение тех идеологических и функциональных зависимостей, которые возникают в результате взаимодействия СМИ с политическими институтами.
Ключевые слова
политические коммуникации, «мягкая сила», шоу-политика, медиадискурс
УДК
32316.77
Литература

1. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. – London : Longman, 1995. – 266 p.

2. Nye J. S., Jr. Soft Power, Hard Power and Leadership [Electronic resource] / J. S. Nye, Jr. // Harvard Kennedy School : сайт. – http://www.hks.harvard.edu/netgov/files/talks/docs/11_06_06_seminar_Nye_HP_SP_Leadership.pdf.

3. Воробьева Ю. И. Политический медиадискурс и легитимность власти : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Ю. И. Воробьева. – М., 2013. – 26 с.

4. Грушевская Т. М. Политический газетный дискурс в аспекте газетного текста / Т. М. Грушевская. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 116 с.

5. Ишменев Е. В. Политический медиадискурс: теория и национальные модели / Е. В. Ишменев. – Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2012. – 128 с.

6. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е. А. Кожемякин // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2010. – № 12(83). Вып. 6. – С. 13–21.

7. Леонова О. Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государств / О. Г. Леонова // Обозреватель – Observer. – 2013. – № 4. – С. 27–40.

8. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России / О. Ю. Малинова // ПОЛИС. – 2010. – № 2. – С. 90–106.

9. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най. – М. : Тренд, 2006. – 397 с.

10. Най Дж. Мягкая сила и американо-европейские отношения [Электронный ресурс] / Дж. Най // Smart Power Journal : сайт. – URL:http://smartpowerjournal.ru/soft-power/.

11. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция / Г. Рейнгольд. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416 с.

12. Русакова О. Ф. Концепт мягкой силы (soft power) в современной политической философии / О. Ф. Русакова // Науч. ежегод. Ин-та философии и права Урал. отд-ния РАН. – 2010. – № 10. – С. 173–192.

13. Русакова О. Ф. Концепты, категории и понятия политической коммуникативистики / О. Ф. Русакова // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. – М. : РАПН РОССПЭН, 2012. – С. 90–131.

14. Русакова О. Ф. Шоу-политика: особенности дискурса / О. Ф. Русакова // Социум и власть. – 2009. – № 4. – С. 36–39.

15. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии : материалы дискуссии / А. И. Соловьев, О. Ю. Малинова, О. В. Гаман-Голутвина, М. В. Ильин, С. Н. Пшизова // ПОЛИС. 2004. – № 4. – С. 28–52.

16. Стеценко Н. М. О соотношении понятий текст – медиатекст – медиадискурс / Н. М. Стеценко // Учен. зап. Тавр. национал. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Соц. коммуникации. – 2011. – Т. 24(63), № 4, ч. 2. – С. 372–378.

17. Сулина О. В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства / О. В. Сулина // Вестн. ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. – 2014. – № 1. – С. 217–222.


Полная версия (русская)