«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Том 20

«Прочтение» символических значений «шаманского» посоха в контексте индоевропейских ритуальных традиций

Автор(ы)
Е. В. Нам
Аннотация
Рассматриваются символические значения посоха как важнейшего ритуального атрибута в традиционных и архаических культурах. На материале древних индоевропейских культур выявляется ритуальное значение посоха и его аналогов в качестве своеобразного орудия говорения, коммуникации и передачи информации. Использование посохов в ритуалах инициации, а также в экстатических мистериях, которые могли осмысляться как долгие и трудные путешествия и даже сопровождаться полетами на особых предметах (посох, жезл, помело, стрела), находит прямые аналогии с шаманскими камланиями. Посох являлся также маркером особого социального статуса, возможно, связанного с лиминальностью (пограничным состоянием) отдельных категорий людей, вынужденных пересекать границы культурного пространства, – шаманов, жрецов, вождей, прорицателей и сказителей. Кроме того, символическая значимость посоха закреплялась на уровне космогонии и космологии, поскольку в мифах посох мог выступать орудием творения, а также олицетворять собой космическую ось – вертикальную модель Вселенной. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что с древнейших времен посох выступал в роли универсального посредника между миром людей и потусторонним миром, был средством коммуникации, которая могла осуществляться через слова, звуки, магические действия, а также экстатические путешествия между мирами.
Ключевые слова
посох, коммуникация, прорицания, экстаз, мировая ось
УДК
299.1
Литература

1. Агапитов Н. Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии : историческая литература / Н. Н. Агапитов, М. Н. Хангалов. – Иркутск : [б. и.], 1883. – 169 с.

2. Алексеенко Е. А. Шаманство у кетов / Е. А. Алексенко // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX – начала ХХ вв.). – Л. : Наука, 1981. – С. 90–128.

3. Аполлодор. Мифологическая библиотека / изд. подгот. В. Г. Борухович отв. ред. Я. М. Боровский. – М. : Наука, НИЦ «Ладомир», 1993. – 216 с.

4. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А. Н. Афанасьев. – М. : Индрик, 1996. – 640 с.

5. Бонгард-Левин Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. – М. : Мысль, 1983. – 206 с.

6. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. ХХ вв.) / Г. М. Василевич. – Л. : Наука, 1969. – 304 с.

7. Васильков Я. В. Происхождение сюжета Кайратапарвы (Махабхарата, 3. 39–45) / Я. В. Васильков // Проблемы истории языков и культуры народов Индии : сб. ст. – М. : Наука, 1974. – С. 139–158.

8. Гесиод. Теогония // О происхождении богов. – М. : Сов. Россия, 1990. – С. 193–218.

9. Гомер. Илиада / Гомер. – М. : Дюна, 1993. – 431 с.

10. Гомер. Одиссея / Гомер. – М. : Дюна, 1993. – 320 с.

11. Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы / Н. П. Дыренкова. – СПб. : МАЭ РАН, 2012. – 408 с.

12. Иванов В. В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. – М. : Наука, 1974. – 344 с.

13. Каллимах. Гимны // Александрийская поэзия. – М. : Худож. лит., 1972. – С. 101–132.

14. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири (1838–1844, 1845–1849) / М. А. Кастрен. – М. : Тип. Александра Семена, 1860. – 495 с.

15. Лелеков Л. А. О символизме погребальных облачений («золотые люди» скифо-сакского мира) / Л. А. Лелеков // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 25–31.

16. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М. : Изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957. – 620 с.

17. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. – СПб. : Алетейя, 1997. – 541 с.

18. Огибенин Б. Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» / Б. Л. Огибенин. – М. : Наука, 1968. – 116 с.

19. Опыт словаря гаданий и прорицалищ, священных праздников и жертвоприношений, существовавших у древних греков и римлян. – СПб. : Тип. Мед. департамента МВД, 1830. – 66 с.

20. Павсаний. Описание Эллады. Кн. 5–10. – СПб. : Алетейя, 1996. – 538 с.

21. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды / Р. Б. Пандей. – М. : Высш. шк., 1990. – 319 с.

22. Прокофьева Е. Д. Костюм селькупского шамана / Е. Д. Прокофьев // СМАЭ. – 1949. – Т. 11. – С. 335–376.

23. Ревуненкова Е. В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии (шаман – певец – сказитель) / Е. В. Ревуненкова // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. – Л. : Наука, 1984. – С. 35–41.

24. Ригведа. Мандалы I–IV. – М. : Наука, 1989. – 768 с.

25. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип / А. М. Сагалаев. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 155 с.

26. Сагалаев А. М. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев / А. М. Сагалаев // Изв. СО АН СССР. Сер. История, филология и философия. – 1985. – Вып. 9. – С. 53–56.

27. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура) / А. В. Смоляк. – М. : Наука, 1991. – 280 с.

28. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. – М. Л. : Изд-во АН СССР, 1963. – 259 с.

29. Тацит Корнелий. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Анналы. Малые произведения. – Л. : Наука, 1969. – 443 с.

30. Топоров В. Н. «Слова и вещи»: Об одной «технической» конструкции индоевропейцев, ее функциях и названиях / В. Н. Топоров // Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Кн. 1. Индоевропейские языки и индоевропеистика.– М. : Яз. славян. культур, 2006. – С. 318–330.

31. Хомич Л. В. Шаманы у ненцев / Л. В. Хомич // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2-й половины XIX – начала XX в.). – Л. : Наука, 1981. – С. 5–41.

32. Эсхил. Трагедии / Эсхил. – М. : Искусство, 1978. – 368 с.


Полная версия (русская)