«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Том 10

Два мира на Мира, 2: «китайский» рынок в повседневности города

Автор(ы)
К. В. Григоричев, Ю. Н. Пинигина
Аннотация
Статья посвящена анализу роли локального «китайского» рынка в жизни сообщества городского микрорайона. Авторы предпринимают попытку взглянуть на «китайский» рынок с позиций городского сообщества, определить место и функции рынка в городской повседневности, выявить механизмы фиксации и определения рынка как этнически маркированной локальности в городском пространстве. Центральной задачей статьи является ответ на вопрос о том, что понимается представителями сообщества под определением рынка как «китайского» и восприятия его как этнического. Такой подход позволяет поставить проблему появления новых смыслов и функций в «этнических» маркерах городского пространства. Исследование построено на основе серии фокусированных интервью с жителями микрорайона Иркутск-II областного центра Иркутской области.
Авторы анализируют рынок «Маньчжурия» как «этнический» рынок второго уровня, обслуживающий локальную часть города, в рамках гипотезы о сетевом характере развития подобных рынков в сибирских городах. Рассматривается взаимосвязь физического и дискурсивного исключения территории рынка из городского пространства, анализируются практики взаимодействия с рынком жителей микрорайона. Исследуя восприятие горожанами «этничности» пространства «китайского» рынка, авторы анализируют смыслы, которые вкладываются представителями городского сообщества в устойчивые визуальные маркеры «этничности» пространства рынка.
Авторы приходят к выводу о том, что функции этнических маркеров в городском пространстве быстро меняются: от маркирования «этнического» рынка к обозначению специфической формы экономической жизни. Однако этот процесс не только изменяет экономические практики горожан, но приносит и более глубинные изменения в жизнь сибирского города. «Этнический» рынок становится инструментом конструирования собирательного образа Востока, включающего признаки культуры Юго-Восточной Азии, центральноазиатских стран, медийных и художественных образов. Это приводит к изменению функций «этнических» рынков, которые из «места встречи» и «перекрестка культур» становятся инструментом ориентализации сибирского города, включения его в конструируемое пространство Востока.
Ключевые слова
«китайский» рынок, городское пространство, городские сообщества, этничность, Восток, ориентализация
УДК
9(571.53)(-21)(=951)+339.13(571.53)(-21)(=951)
Литература

1. Бредникова О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов / О. Бредникова, О. Паченков // Этничность и экономика / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чекадзе. – СПб. : ЦНСИ, 2000. – С. 47–53.

2. Бурнасов А. Китайский рынок как логистический центр: на примере рынка «Таганский ряд» в Екатеринбурге / А. С. Бурнасов // Мигранты и диаcпоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством / отв. ред. В. И. Дятлов. – М. Иркутск : Наталис, 2007. – С. 68–80.

3. Воронков В. Существует ли этническая экономика? / В. Воронков // Этничность и экономика / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чекадзе. – СПб. : ЦНСИ, 2000. – С. 42–47.

4. Гергесова Л. «Шанхай» отправили в «Китай-город» [Электронный ресурс] / Л. Гергесова // СМ-Номер один. – 2014. – № 19. – 15 мая. – URL: http://baikalpress.ru/shanhay-otpravili-v-kitay-gorod.

5. Гергесова Л. Новая «шанхайка» тоскует по старой [Электронный ресурс] / Л. Гергесова // СМ-Номер один. – 2014. – № 16. – 24 апр. – URL: http://baikalpress.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy.

6. Дятлов В. И. «Китайские рынки» российских городов – «уходящая натура»? / В. И. Дятлов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. – 2008. – № 1. – С. 20–30.

7. Дятлов В. И. Россия в предчувствии чайнатаунов / В. И. Дятлов // Этнограф. обозрение. – 2008. – № 4. – С. 6–16.

8. Дятлов В. И. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка / В. И. Дятлов, Р. Э. Кузнецов // Экон. социология. – 2004. – Т. 5. – № 4. – С. 56–71.

9. Луман Н. Реальность медиа / Н. Луман – М. : Праксис, 2005. – 256 с.

10. Мирошниченко О. Где найти рынок? [Электронный ресурс] / О. Мирошниченко // Пятница. – 2006. – № 40. – 13 окт. – URL: http://baikalpress.ru/friday/2006/40/005005.html.

11. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов пообещал убрать Шанхайку [Электронный ресурс] // Вести Иркутск. – URL: http://vesti.irk.ru/news/city/163640/.

12. На рынке в Иркутске изъяли 29 километров рыболовных сетей [Электронный ресурс] // Irk.ru : информ. ресурс. – URL: http://www.irk.ru/news/20140729/net/.

13. Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества. Рубежи XIX–XX и XX–XXI веков / науч. ред. В. И. Дятлов, К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – 628 с.

14. Петров В. «Шанхай» покидает Иркутск [Электронный ресурс] / В. Петров // Копейка. – 2014. – № 14. – 16 апр. – URL: http://baikalpress.ru/shanhay-pokidaet-irkutsk.

15. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / под ред. С. В. Голунова. – М. : Аспект-пресс, 2008. – 351 с.

16. Романов Ю. Иркутск Второй / Ю. Романов // Байкальская Сибирь: Фрагменты социокультурной карты. Альманах-исследование. – Иркутск, 2002. – С. 72–75.

17. Саломатова А. «Шанхай» должен быть разрушен [Электронный ресурс] / А. Саломатова // Губерния. – 2014. – № 26714. – 15 апр. – URL: http://www.vsp.ru/economic/2014/04/15/541918.

18. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации : монография / науч. ред. проф. В. И. Дятлов. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 396 с.

19. Яковлев А. Открытые рынки и «челночная торговля» в российской экономике: вчера, сегодня, завтра (по материалам эмпирических исследований 2001–2005 гг.) / А. Яковлев, В. Голикова, Н. Капралова. – препринт WP4/2006/05. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 28 с.

20. Aldrich H. E. Waldinger R. Ethnicity and Entrepreneurship / H. E. Aldrich, R. Waldinger // Annual Review of Sociology. – 1990. – Vol. 16. – P. 111–135.


Полная версия (русская)