«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Том 10

Чужие среди своих: репатрианты, аутентичность и повседневные границы в Восточном Казахстане

Автор(ы)
И. Г. Поправко
Аннотация
В статье рассматривается проблема репатриации с антропологической точки зрения. На примере повседневных практик воспроизводства границ между различными группами казахов Восточного Казахстана ставится вопрос об аутентичности (казахскости) как важного элемента процесса категоризации. Термин «границы» (relationalboundaries) понимается как границы «повседневные», «символические», и речь пойдет о социальной категоризации «свои – чужие» внутри казахстанского общества. Во многом такое понимание границ опирается на анализ этничности Фредрика Барта, который фокусировал внимание именно на процессах воспроизводства границ между различными сообществами, а также на процедурах включения в группу новых членов. Культурное гражданство, другой компонент анализа статьи, подразумевает под собой двойственный процесс внутреннего и внешнего конституирования внутривластных сетей, связанных нацией-государством и гражданским обществом. Понятие «групповость» (введено Рождерсом Брубейкером) вполне подходит для анализа кейса с Шыгысом (поселком оралманов в Восточно-Казахстанской области), когда конфликтная ситуация, во многом спровоцированная властями, заставила оралманов с различным культурным бэкграундом объединиться и противопоставить себя местному обществу и власти. На момент проведения исследования границы, по которым в практиках и повседневных интеракциях проходит деление внутри определенной части казахстанского сообщества, выглядели следующим образом: русские – казахи русские – оралманы казахи местные – оралманы оралманы из Монголии – оралманы из Китая оралманы, приехавшие в 1990-е, – переехавшие в 2000-е оралманы оралманы в городе – оралманы в селе (Шыгысе) оралманы Китая из района Алтай – оралманы Китая из района Тарбагатай. Эти границы во многом конструируются государственной политикой – через статус «оралман» со всеми преференциями. Используя казахскость (во многом близкую с точки зрения эссенциализма к понятию «этнические казахи») как ресурс для создания единой нации казахов, но во многом не учитывая сложный характер низовых категоризаций, власть провоцирует конфликтные ситуации. А они, в свою очередь, способствуют возникновению новых категорий и идентификаций (групповости в случае Шыгыса). Значимыми разделительными линиями в указанных парах были выделены: язык (для ВКО особенно значимый – русский, но и собственно казахский, как было показано в случае с «монголами» и «китайцами»), религиозные традиции, культурные и профессиональные предпочтения, а также понятие казахскости (аутентичности). Все они состоят в сложном переплетении и ситуативны по своей природе.
Ключевые слова
оралманы, репатриация, аутентичность, категоризация, групповость, границы, этничность, казахи, Восточный Казахстан
УДК
314.7(571.16)
Литература

1. Алексеенко А. Н. Казахстанская репатриация: причины, особенности, перспективы / А. Н. Алексеенко // Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири. Рубежи ХIХ–ХХ и ХХ–ХХI веков / на-уч. ред. В. И. Дятлов. – Иркутск, 2010. – C. 567–592.

2. Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер пер. с англ. И. Борисовой Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». – М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2012. – 408 с.

3. В Усть-Каменогорске около сотни оралманов провели несанкционированную акцию протеста [Электронный ресурс] // Новости Усть-Каменогорска и ВКО. – URL: http://yk-news.kz/novost/v-ust-kamenogorske-okolo-trekh-soten-oralmanov-proveli-nesanktsionirovannuyu-aktsiyu-protesta.

4. Оралманы: реалии, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] // Демоскоп–Weekly. 2006. – № 245/246 (1–21 мая). – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ 2006/0245/analit07.php.

5. Шимолина Н. 55 миллионов тенге должны за электричество оралманы в Усть-Каменогорске [Электронный ресурс] // ReMarka. – 6.03.2014. – URL: http://remarka.kz/ news/view/44028.

6. Шимолина Н. В проблемном поселке оралманов в ВКО решен вопрос с отоплением [Электронный ресурс] // ReMarka. – 2014. – 13м нояб. – URL: http://remarka.kz/ news/view/35181.

7. Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий : сб. ст. / под ред. Ф. Барта пер. с англ. И. Пилыцикова. – М. : Новое изд-во, 2006. – 200 c.

8. Ballinger P. Borders of the Nation, Borders of Citizenship: Italian Repatriation and the Redefinition of National Identity after World War II // Comparative Studies in Society and History. – 2007. – Vol. 49, N 3. – Р. 713–741.

9. Berdahl D. The Spirit of Capitalism and the Boundaries of Citizenship in Post-Wall Germany // Comparative Studies in Society and History. – 2005. –Vol. 47, N 2. – P. 236–37.

10. Finke P., Meltem, S. Diasporas and Re-Patriants: The Kazaks Return «Home» // [Electronic resource]. – URL: http://www.eth.mpg.de/cms/en/people/d/finke/project3.html.

11. Ovalle-Bahamo´n R. E. The Wrinkles of Decolonization and Nationness: White Angolans as Retornados in Portugal // Europe’s Invisible Migrants / ed. A. Smith. – Am-sterdam : Amsterdam University Press, 2003. – P. 147–168.

12. Ong A. Cultural Citizenship as Subject-Making: Immigrants Negotiate Racial and Cultural Boundaries in the United States // Current Anthropology. – 1996. – Vol. 37, N 5. – P. 737–762.

13. Preuss U. Citizenship and the German Nation // Citizenship Studies. – 2003. – Vol. 7, N 1. – P. 37–56.

14. Rosaldo R. Cultural Citizenship and Educational Democracy // Cultural Anthro-pology. – 1994. – Vol. 9, N 3. – P. 402–411.


Полная версия (русская)