«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Том 10

Министерство и вузы: игры на политическом поле

Автор(ы)
М. Л. Бляхер
Аннотация
Цель работы – выявить и описать последствия избыточных форм политической регуляции для функционирования социальной организации. Объектом исследования выступает взаимодействие вуза и профильного министерства в текущем столетии. Предметом – структурные и функциональные изменения в вузе, вызванные избыточной регуляцией, и противодействие ей. Эмпирическим основанием для исследования выступает коллекция из 67 биографических интервью с работниками вуза и студентами, собранных или предоставленных в распоряжение автора. Интервью собирались в три серии: в 2003, 2009 и 2010 гг., что позволяет проследить динамику процесса. Дополнительным материалом выступает количественный анализ нормативных актов, издаваемых профильным министерством.
В работе показано, что реформирование высшего образования опиралось не столько на его изучение и реальную властную дистрибуцию внутри вуза, сколько на устойчивые мифы, присутствующие на политическом поле с позднего советского периода. Невозможность согласовать мифологические и реальные представления проявилась в стремлении политической структуры к выработке формальных показателей, позволяющих сделать подконтрольной всю (формальную и неформальную) деятельность вузов. Идеологическим обоснованием этой административной активности выступает «Болонский процесс» и вхождение в мировое образовательное пространство.
Но вузы (особенно провинциальные) существуют не столько благодаря международному образовательному пространству, сколько благодаря вписанности в региональное сообщество. Разрыв этих связей при возрастании жесткости контроля приводит вузы к деградации. Это вызывает к жизни достаточно сложные «тактики избегания» со стороны вузов. Они стремятся, не вступая в конфликт с профильным министерством и получая от него финансирование, сохранить живительную связь с местом и привычную систему практик. Формой избегания выступает формирование административного «защитного слоя» внутри вуза, деятельность которого направлена исключительно на взаимодействие с министерством. Однако «защитный слой» начинает прорастать вглубь вузовской структуры, порождая все новые бюрократические образования, доходящие до уровня факультетов и кафедр. В результате время, которое преподаватель физически способен потратить на учебный процесс, сокращается, а сам учебный процесс обессмысливается. Единственным легитимным смыслом образования выступает свидетельство о социальной полноценности его обладателя.
Ключевые слова
властное поле, политический миф, дискурс, высшее образование, неформальные практики, тактика избегания
УДК
32.019.51
Литература

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм [Электронный ресурс] / Дж. Акерлоф // Thesis. – 1994. – Вып. 5. – URL: http://igiti.hse.ru/data/413/313/1234/5_1_4Akerl.pdf.

2. Бляхер Л. Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры [Электронный ресурс] / Л. Е. Бляхер // Полис. – 2003. – № 1. – С. 46–53.

3. Бляхер М. Л. Гиперрегулирование в системе высшего образования [Электронный ресурс] / М. Л. Бляхер // Отеч. зап. – 2013. – № 4. – URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/giperregulirovanie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya.

4. Высшее образование в России: некоторые цифры // Отеч. зап. – 2002. – № 2. – С. 167.

6. Закон РФ № 3266–1 от 10.07.1992 «Об образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/.

7. Латова Н. В. Обман в учебном процессе / Н. В. Латова, Ю. В. Латов // Обществ. науки и современность. – 2007. – № 1. – С. 43–57.

8. Лебедева М. М. Болонский процесс: проблемы и перспективы / ред. М. М. Лебедева. – М. : Оргсервис, 2000. – 153 с.

9. Леонтьева Э. О. Диплом «под ключ», или Неформальная практика опекунства в современных российских вузах / Э. О. Леонтьева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – Т. 9. – № 4. – С. 97–109.

10. Панеях Э. Зарегулированное государство / Э. Л. Панеях // Pro et Contra. – 2013. – Т. 17, № 1/2 – С. 79–92.

11. Рогозин Д. И. Образовательные услуги и индикаторы их качества [Электронный ресурс] / Д. И. Рогозин // Отеч. зап. – 2012. – № 4. – URL: http://www.strana-oz.ru/2012/4/obrazovatelnye-uslugi-i-indikatory-ih-kachestva.

12. Соколов М. М. Политические режимы в высшем образовании [Электронный ресурс] / М. М. Соколов. – URL: http://postnauka.ru/longreads/12745.

13. Титаев К. Академический сговор [Электронный ресурс] / К. Титаев // Отеч. зап. – 2012. – № 2. – URL: http://www.strana–oz.ru/2012/2/akademicheskiy-sgovor.


Полная версия (русская)