«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Том 10

Посетители «китайского» рынка: символическое потребление и экономия на масштабе

Автор(ы)
Т. Н. Журавская
Аннотация

Анализируются мотивы посещения жителями Благовещенска «китайских» рынков, под которым понимается торговое предприятие, объединяющее независимых продавцов путем предоставления места на правах аренды, где преобладают товары китайского производства и торговля ведется преимущественно гражданами КНР. Исследование проведено по методологии кейс-стади, основные методы – неструктурированное включенное наблюдение и полуструктурированные интервью, дополнительными источниками служат материалы местных периодических изданий и информационных порталов. Приведены описание «китайского» рынка как объекта исследования, статистические данные, характеризующие роль рынков в постсоветской России и на Дальнем Востоке, их отличительные черты и выполняемые социально-экономические функции (обеспечение средне- и низкодоходных сегментов потребителей дешевыми товарами, функция логистического центра для внутренней торговли, маркер социальной стратификации). Показано, что изменение статуса рынка не привело к изменению формы торговли. Выявлены рациональные мотивы посещения: «экономия на масштабе», поиск дешевых эквивалентов, покупка «одноразовых» вещей. Под «экономией на масштабе» понимается экономия покупателя от покупки большего количества товара по меньшей цене. Показано, что не только низкие цены на товары влияют на выбор «китайского» рынка в качестве места покупки. Описаны сформировавшийся образ рынка как нежелательного и неприятного места покупки, моральные оправдания покупателей. При этом рациональные мотивы посещения «китайских» рынков также наполнены символическим смыслом, что сказывается на оценке качества товаров и стратегиях поведения и торга. Однако образ рынка неоднозначен, создает противоречивые мотивы для посещения, являясь одновременно и притягивающим, и отталкивающим фактором. Образ «китайского» рынка также влияет и на восприятие приобретаемых там товаров, для которых определяющим атрибутом выступает место покупки, что снижает значение марки или бренда и влияние страны происхождения. Приведены примеры проявления «потребительской смекалки» и разного восприятия навязчивости/гостеприимности продавцов. В целом к описываемым явлениям применены традиционные концепты: «экономия на масштабе» применительно к потреблению (не производству) в метафорическом смысле, символическое потребление – к новому предмету изучения (потребление низкокачественных товаров).

Ключевые слова
«китайский» рынок, «экономия на масштабе», симоволическое потребление, Благовещенск
УДК
316.442/628
Литература

1. Александрова М. Закрытие «Большого рынка», или Уход от «серых таможенных схем» / М. Александрова // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. – № 4. – С. 65–75.

2. Амурский статистический ежегодник 2012 : стат. сб. / Амурстат. – Благовещенск, 2012. – 602 с.

3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей : пер. с англ. / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 10-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 944 с.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр пер. с фр. С. Зенкина. – М. : Ру-домино, 1999. – 224 с.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена : монография / Ф. Бродель пер. с фр. Л. Е. Кубеля ред. Ю. Н. Афансьев, Н. В. Рудницкая. – М. : Прогресс, 1988. – 632 с.

6. Бурдье П. Различие: социальная критика суждения / П. Бурдье пер. О. И. Кирчик науч. ред. Н. А. Шматко, В. В. Радаев // Экон. социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 25–48.

7. Бурнасов А. Китайский рынок как логистический центр: на примере рынка «Таганский ряд» в Екатеринбурге / А. Бурнасов // Мигранты и диаcпоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством / отв. ред. В. И. Дятлов. – М. Иркутск : Наталис, 2007. – С. 68–80.

8. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен пер. с англ., вступ. ст. С. Т. Сорокиной общ. ред. В. В. Мотылева. – М. : Прогресс, 1984. – 367 с.

9. Вы часто ходите на рынок? [Электронный ресурс] // Амур. правда. – URL: http://www.ampravda.ru /2011/01/19/028793.html.

10. Дятлов В. И. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка / В. И. Дятлов, Р. Э. Кузнецов // Экон. социология. – 2004. – Т. 5, № 4. – С. 56–71.

11. Журавская Т. Н. «Китайский» торговый центр vs. «китайский» рынок: что изменилось со времен запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области)? / Т. Н. Журавская // Полития. – 2012. – № 4. – С. 104–123.

12. Ильина М. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету / М. Ильина, В. Ильин // ЭКО. – 1998. – № 5. – С. 103–120.

13. Кивал А. М. Аналитическая записка о деятельности китайских продавцов в сфере торговли Амурской области. Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (рукопись).

14. Китайские рынки Читы [Электронный ресурс] // «Читинский городской портал», тема инициирована автором в сентябре 2011 г. – URL: http://chita-forum.com/viewtopic.php?f=61&t=177376&start=45.

15. Нуреев;Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М. : НОРМА, 2002. – 572 с.

16. Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной торговле (региональный аспект) : сборник / под ред. В. В. Радаева, З. В. Котельниковой. – М. : Вершина, 2008. – 376 с.

17. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социол. исслед. – 2005. – № 1. – С. 5–18.

18. Радаев В. В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговли / В. В. Радаев. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 220 с.

19. Рыжова Н. П. Трансграничный рынок в Благовещенске: формирование новой реальности деловыми сетями «челноков» / Н. П. Рыжова // Экон. социология. – 2003. – Т. 4, № 5. – С. 54–71.

20. Титов В. Н. Вещевой рынок как социальный институт / В. Н. Титов // Обществ. науки и современность. – 1999. – № 6. – С. 20–35.

21. Торговля в России : стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. – 495 с.

22. Торговля в России. 2005 : стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 543 с.

23. Торговля в России. 2009 : стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – 629 с.

24. Торговля в России. 2011 : стат. сб. / Росстат. – М., 2011. – 519 с.

25. Фаузер В. В. Кто и почему работает на городском рынке / В. В. Фаузер // ЭКО. – 2007. – № 9. – С. 153–169.

26. Хилл П. Рынки как места торговли. Экономическая теория / П. Хилл под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена науч. ред. В. С. Автономова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 517–524.

27. Яковлев А. Открытые рынки и «челночная» торговля в российской экономике: вчера, сегодня, завтра (по материалам эмпирических исследований 2001–2005 гг.) / А. Яковлев, В. Голикова, Н. Капралова. – Препринт WP4/2006/05. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 28 с.

28. Hüwelmeier G. Postsocialist bazaars: diversity, solidarity, and conflict in the marketplace // Laboratorium. – 2013. – № 5(1). – P. 52–72.


Полная версия (русская)