«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 23

Крымские татары: от национальных амбиций к религиозному самоопределению

Автор(ы)
Р. Н. Лункин
Аннотация
Анализируются культурная и общественно-политическая роль ислама и религиозная политика властей в Крыму после 2014 г. на фоне российско-украинского кризиса. Статья основана на полевых социологических исследованиях религиозной жизни, которые автор проводил в Крыму в 2016 г. Экспертные опросы базируются на социально-антропологическом подходе и использовании метода развернутых интервью с респондентами. Автор делает вывод, что после 2014 г. начался новый этап развития ислама, мусульманского мировоззрения и борьбы за национальное самоопределение крымских татар на полуострове, связанный как с поисками новой самоидентификации «крымского» ислама, так и с духовными исканиями крымско-татарской интеллигенции. Для религиозного развития этого периода характерно то, что исламские объединения поставлены в жесткие рамки российского законодательства и религиозной политики властей, которая ориентирована на поддержку двух конкурирующих между собой духовных управлений мусульман. Ислам в лице Духовного управления мусульман Крыма проходит становление в диалоге или противостоянии суфизму и салафизму, а также крымско-татарскому национальному движению как оппозиционному по отношению к России, так и лояльному ей.
Ссылка для цитирования:
Лункин Р. Н. Крымские татары: от национальных амбиций к религиозному самоопределению // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23. С. 80–89. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.80
Ключевые слова
национальное самоопределение, религиозная идентификация, ислам, мусульманское мировоззрение, религиозная политика, суфизм, салафизм, национализм, российско-украинский кризис, религиозное законодательство
УДК
Литература

1. Астахова Л. С. Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 162–177.

2. Булатов А. Ислам в Крыму: от трагического прошлого к проблемам современности // Россия и мусульманский мир. 2013. № 4 (250). C. 51–74.

3. Бекирова Э. Ш., Халилев Р. А. Ислам в Крыму: современное состояние и перспективы развития // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Педагогіка і психологія. 2013. № 40(1). C. 285–289.

4. Гирц К. Интерпретация культур : пер. с англ. / науч. ред. А. Л. Елфимов, А. В. Матешук. М. : Росспэн, 2004. 560 c.

5. Ислам в истории и культуре Крыма : учеб. пособие / Н. Абдульвапов [и др.] Таврич. нац. ун-т им. В. И. Вернадского (ТНУ) РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический ун-т» (КИПУ) Духовное упр. мусульман Крыма. Симферополь : Таврида, 2013. 388 c.

6. Муратова Э. Ислам в современном Крыму: индикаторы и проблемы процесса возрождения. Симферополь : Эльиньо, 2008. 236 c.

7. Муратова Э. Мусульмане Крыма в новых политических реалиях // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2016. № 5. С. 163–171.

8.Мухетдинов Д., Хабутдинов А. Крым: мусульманская община в контексте общего развития региона // Ислам в современном мире. 2014. № 4(36). C. 51–58.

9. Мухетдинов Д. К вопросу о российском мусульманстве // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11, № 4. C. 81–90.

10. Uehling G. L. Beyond memory: the Crimean Tatars' deportation and return. N. Y. : Palgrave Macmillan, 2004. 294 p.


Полная версия (русская)