«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 23

«Огонь, соединяющий миры»: к вопросу о «шаманской» природе почитания огня у индоевропейских народов

Автор(ы)
Е. В. Нам
Аннотация
Предлагается рассмотрение культурных аналогий в почитании огня у народов Сибири и у индоевропейцев. Утверждается, что ритуалы почитания огня связаны с представлениями об участии огненной стихии в формировании космического порядка, определяемого базовой оппозицией света и тьмы. Огонь выступал в роли посредника, передающего богам и духам жертвы и просьбы людей, мог олицетворять собой возникновение и гибель мира, а также маркировал начальную фазу или окончание ритуалов. Многие ритуальные деятели своей главной функцией имели поддержание огня, а значит, их деятельность являлась залогом благополучия в космическом масштабе. При этом они занимались врачеванием, прорицаниями, гаданием и охраной своих соплеменников от враждебных потусторонних сил, т. е. выполняли важнейшие «шаманские» функции. Кроме того, прослеживается тесная связь шаманов не только с огненной стихией, но и с кузнечеством, что надежно подтверждается как сибирскими, так и индоевропейскими материалами. Делается вывод о том, что почитание огня у индоевропейцев могло быть напрямую связано с шаманским мировоззрением, включающим в себя весь комплекс представлений человека о мире и различные варианты ритуального взаимодействия с ним.

Ссылка для цитирования:

Нам Е. В. «Огонь, соединяющий миры»: к вопросу о «шаманской» природе почитания огня у индоевропейских народов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23. С. 127–136. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.127

Ключевые слова
свет – тьма, кузнечество, шаманизм, космогония, прорицания, экстатизм
УДК
Литература

1. Авеста в русских переводах (1861–1996) / сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И. В. Рака. СПб. : Журн. «Нева», «Летний Сад», 1998. 480 с.

2. Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // СМАЭ. 1949. Т. 11. С. 324–335.

3. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л. : Изд-во Рос. Акад. наук, 1924. 152 с.

4. Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб. : Тип. император. акад. наук, 1914. 90 с.

5. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М. : Индрик, 1996. 640 с.

6. Базаров В. Д. Таинства и практика шаманизма. Улан-Удэ : Буряад yнэн, 1999. 280 с.

7. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ вв.). Л. : Наука, 1969. 304 с.

8. Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов: к вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М. : Наука, 1977. 246 с.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / под общ. ред. А. Ф. Лосева. М. : Мысль, 1979. 620 с.

10. Иванов В. В. Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1969. Ч. 4. С. 44–75.

11. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М. : Наука, 1974. 344 с.

12. Клейн Л. С. Индия и Скифия: общие истоки идеологии // Скифо-сибирский мир (искусство и идеология) : тез. докл. Кемерово, 1984. С. 31–34.

13. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1926–1929 гг.) [Электронный ресурс]. Якутск, 1992. 299 с. URL: http://vk.com/gvksenofontov (дата обращения: 23.09.2017).

14. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до VIII в.). Новосибирск : Наука, 1980. 320 с.

15. Новосадский Н. И. Культ кавиров в Древней Греции. Варшава : Тип. Варшав. учен. округа, 1891. 210 с.

16. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л. : Наука, 1991. 321 с.

17. Раевский Д. С. Социальные и культурные концепции древних иранцев по материалам Скифии : автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.03 / АН СССР. Ин-т востоковедения. М., 1988. 35 с.

18. Селькупская мифология / сост. Г. И. Пелих. Томск : Изд-во НТЛ, 1998. 80 с.

19. Сем Т. Ю. Шаманизм эвенков: по материалам Российского этнографического музея. СПб. : АИК, 2015. 289, [2] с.

20. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М. : Наука, 1991. 280 с.

21. Страбон. География / под общ. ред. С. Л. Утченко. Л. : Наука, 1964. 944 с.

22. Топоров В. Н. Две заметки об иранском влиянии в мифологии народов Сибири // Языки и культура народов Востока и их рецепция в Эстонии : тр. по востоковедению. Тарту, 1981. Вып. 4. С. 36–64.

23. Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М. : Радикс, 1994. 192 с.

24. Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб. : Алетейя, 1995. 365 с.

25. Фрагменты ранних греческих философов. От теокосмогоний до возникновения атомистики / под ред. И. Д. Рожанского. Ч. 1. М. : Наука, 1989. 575 с.

26. Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. 168 с.

27. Шерстова Л. И. Индоиранская основа мировоззрения ранних кочевников Саяно-Алтая (по этнографическим материалам) // Скифо-сибирский мир (искусство и идеология) : тез. докл. Кемерово, 1984. С. 80–82.

28. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М. : Наука, 1974. 402 с.

29. Эсхил. Трагедии / пер. с древнегреч. С. Апта коммент. Н. Подземский. М. : Искусство, 1978. 368 c.

30. Яшин В. Б. Иранские элементы в мифологии угорских народов Западной Сибири как результат контактов эпохи бронзы-раннего железа : автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Новосибирск, 1990. 19 с.


Полная версия (русская)