«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Том 14

Философия образования в инновационном раскладе глобально воспроизводимого прогресса. К постановке вопроса

Автор(ы)
Н. С. Коноплёв, В. В. Колесников
Аннотация
Сделана попытка рассмотреть образование – концентрированно воспроизводимую духовную сферу, направленную на социально защищенное развертывание личностных перспектив и, следовательно, творчески неповторимой человечности. Коренясь в мифе, т. е. на уровне первобытных социальных связей (которыми определяется этап культурного строительства), образование изначально стремилось к вскрытию индивидуального начала – с переводом последних (т. е. указанных социальных связей) на уровень складывающихся общественных отношений. Эти отношения, показано в работе, определили цивилизацию с выстроенными ею соответствующими социальными институтами. К их числу относится институт образования, обретающий черты надынституционализированной структуры ввиду того, что главное в нем – поглощение массово индивидуализируемой социальности гуманитарно-общечеловечными ценностями. Это достижимо за счет инновационного резерва современного общественного устройства. На базе инноваций, носящих – как показано в настоящем тексте – прежде всего не производительную (т. е. связанную с развитием производительных сил), но производственную (т. е. затрагивающую межиндивидуальные, групповые и классовые отношения в производственной сфере) направленность, материально-духовный прогресс цивилизации все более смещается в сторону действенных проблем бытия, высвечиваемых прежде всего поисками смысла жизни. Инновации утверждают настоятельную потребность огромной части землян преодолеть – в духе толерантно сорганизовывающихся ноосферных перспектив – перегибы глобализующегося обустройства социума.
Ключевые слова
социальные связи, миф, общественные отношения, цивилизация, образование, образование как социальный институт, надынституционализированность образования, поиски смысла жизни, личность, генезис, педагогика, андрагог, дости-жения НТР, глобальный динамонеравновес, инновации и их специфика, ноосфера, толерантность, Ф. Энгельс, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский
УДК
371
Литература

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. Т. 21 / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – М. : Госполитиздат, 1961. – 745 с.


Полная версия (русская)