«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2024. Том 50

Категория полноты бытия в бенгальском вишнуизме

Автор(ы)
В. В. Останин, М. А. Суботялов
Аннотация

Рассматривается категория полноты и целостности бытия, которая имеет чрезвычайно длинную и насыщенную философскую историю. Представлено философское толкование полноты и целостности (Аристотель, Иоанн Богослов). Подчеркивается, что особенность индийской, в частности вишнуистской, философии заключается в большом внимании к концепции полноты, хотя ей не уделено должного внимания исследователей по сравнению с понятием пустоты в буддизме. Обсуждается формирование представления о полноте различными последователями бенгальского вишнуизма (Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта). Разъясняются особенности употребления термина «полнота» (пурната) в различных средневековых текстах вишнуизма. Отмечается противопоставление категории «полнота» и понятия «пустота» (шуньята) в буддийской философии, при этом полнота как концепция имеет более раннее возникновение, исходя из хронологической датировки упоминания в «Брихад-араньяка-упанишаде» (VII–VI вв. до н. э.). Представлена близость вишнуистского учения о полной целостности и христианской концепции полноты бытия Бога. Выделены три типа полноты в вишнуистской концепции: полнота могущества (айшварья-пурната), полнота сладости (мадхурья-пурната), полнота милосердия (карунья-пурната). Отмечается, что Рупа Госвами развивает идею о полноте и предлагает дальнейшую ее типологизацию. В бенгальском вишнуизме выделяются степени полноты и ее проявления, а также два аспекта полноты: теологический и антропологический. Делается вывод о том, что в антропологическом плане категория полноты бытия представляет собой возможность уподобления человека Богу в трех аспектах: бытия (сат), познания (чит) и блаженства (ананда).

Об авторах

Останин Вадим Владимирович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Алтайский государственный аграрный университет, Российская Федерация, 656049, г. Барнаул, просп. Красноармейский, 98, доцент, кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, Алтайский государственный университет, Российская Федерация, 656049, г. Барнаул, просп. Ленина, 61, e-mail: vadim_bh@mail.ru

Суботялов Михаил Альбертович, доктор медицинских наук, профессор, кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, доцент, кафедра фундаментальной медицины, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1, e-mail: subotyalov@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Останин В. В., Суботялов М. А. Категория полноты бытия в бенгальском вишнуизме // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 50. С. 142–150. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.142
Ключевые слова
категория полноты, бенгальский вишнуизм, индуизм, санскрит, Упанишады, буддизм, Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта.
УДК
294.118
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.142
Литература
  1. Андросов В. П. Сутра Сердца. Учение Нагарджуны о Срединности. М. : Ин-т востоковедения РАН : Вост. лит., 2006. 846 с.
  2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. : Мысль, 1976. 550 с.
  3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические в русском переводе с параллельными местами). М. : SGA, 1996. 1217 с.
  4. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Т. 2. Киев : Тип. Киево-Печерской Лавры, 2006. 632 с.
  5. Брихадараньяка упанишада. Упанишады / пер. с санскрита, исслед., коммент. и прил. А. Я. Сыркина. 3-е изд., испр., М. : Вост. лит., 2003. 782 с.
  6. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шри Ишопанишад. М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2016. 172 с.
  7. Кришнадас Кавираджа Госвами. Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила. Т. 5. М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2010. 768 с.
  8. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседы 1–46. М. : Правило веры, 2008. 672 с.
  9. Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. В 2 т. Т. 1 / пер. М. Муретова М. : Сиб. Благозвонница, 2011. 736 с.
  10. Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветослов советов. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 2008. 527 с.
  11. Толкин Дж. Р. Р. Властелин колец [трилогия] / пер. с англ. Н. Григорьевой, В. Грушецкого. М. : Изд-во АСТ, 2017. 1184 с.
  12. Brahma Sutras with commentary of Sri Baladeva Vidyabhusana / translated from Sanskrit by His Holiness Bhanu Swami. Chennai, Sri Vaikunta Enterprises, 2013. 594 p.
  13. Srila Rupa Goswami. Bhakti Rasamrta Sindhu with commentary of Srila Liva Goswami and Srila Visvanatha Cakravarti Thakura. Vol. 1 / transl. from Sanskrit by His Holiness Bhanu Swami. Chennai, Sri Vaikunta Enterprises, 2016. 960 p.

Полная версия (русская)