«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2023. Том 44

Легитимность и границы применения силы в христианстве и исламе

Автор(ы)
Р. А. Фатхуллин
Аннотация
Изучаются обстоятельства применения силы в христианстве и исламе и его границы. На примере Священных Писаний – Библии и Корана, Катехизиса, основных сборников преданий от Мухаммада, собранных аль-Бухари и Абу Даудом, социальной концепции Русской православной церкви, социальной доктрины мусульман, а также исторической практики демонстрируется близость обеих религий в узаконивании применения силы для сохранения жизни и религии, целостности государства, отстаивания справедливости, при этом постулируются общечеловеческие ценности: ценность человеческой души, любовь к недругам, праведность, милость, сохранение мира, запрет убийства, патриотизм и т. д. Рассматривается отношение христианства и ислама к войне, которая является исключением из общего правила о мирном сосуществовании, где применение силы есть необходимость. В выводах подчеркивается, что близость христианства и ислама в вопросах мира и войны проявилась и в исторических примерах демонстрации патриотизма при защите общей Родины, что не теряет актуальности и в наше время, когда представители православия призывают объединиться с мусульманами против идеологической экспансии Запада по разрушению традиционных ценностей.
Об авторах
Фатхуллин Рамис Альбертович, аспирант, кафедра религиоведения, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420097, г. Казань, ул. Кремлевская, 35, научный сотрудник, Центр межрелигиозного диалога, Болгарская исламская академия, Российская Федерация, 422840, г. Болгар, ул. Кул Гали, 1а, e-mail: ramismuslim@mail.ru
Ссылка для цитирования
Фатхуллин Р. А. Легитимность и границы применения силы в христианстве и исламе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 44. С. 150–156. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.150
Ключевые слова
христианство, ислам, применение силы, справедливость, религия.
УДК
140.8
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.150
Литература
  1. Абдуррахим У. А. Научное понимание джихада / пер. Т. Даудова. М. : АльВасатыйя – умеренность, 2012. 73 с.
  2. Абу Дауд. Сунан. Сборник хадисов / пер. с араб. Д. Шаймурзин, И. Попов. Казань : Иман, 2009. 888 с.
  3. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. 396 с.
  4. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари / пер. А. Нирша. М. : Умма, 2011. 960 с.
  5. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Сира: Жизнеописание пророка Мухаммада (углубленное изучение истории и культуры ислама). Т. 1. Казань : Магариф, 2008. 319 с.
  6. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М. : Медина, 2015. 576 с.
  7. Кринко Е. Ф. Религиозная жизнь в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (13). С. 98–112.
  8. Малахов В., Летняков Д. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2(36). С. 248–271. http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271
  9. Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е. М. : Познание, 2018. 280 с.
  10. Набиев Р. А., Фатхуллин Р. А. Социально-историческая и теологическая составляющие в понимании сущности «большого» и «малого» джихада // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 1. С. 80–92. http://doi.org/10.26907/2541-7738.2020.1.80-92
  11. Хдери К. Ю. Евреи в Германии: зарождение и развитие идей антисемитизма // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9, № 4. С. 331–340. http://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-4-331-340

Полная версия (русская)