«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2021. Том 37

Президентская предвыборная кампания – 2018: популизм в политических дискурсах кандидатов

Автор(ы)
А. В. Богапова
Аннотация

Отмечается, что в ходе предвыборных кампаний часто используются популистские лозунги и обещания в речах кандидатов. При этом наблюдаются различия в дискурсах провластного кандидата и кандидата от оппозиции. С этой точки зрения представляется важным исследовать политический дискурс в рамках президентской предвыборной кампании – 2018. Поскольку политическая борьба, которая разворачивается в реальной жизни, подробно транслируется в медийном пространстве, то для анализа дискурсов кандидатов анализируются их публикации в социальной сети «Вконтакте». Путем тематического моделирования текста, помещенного на публичных страницах, был составлен тематический профиль каждого кандидата. Сравнение тематических профилей позволило, во-первых, определить и сопоставить темы, вокруг которых строился популистский дискурс прогосударственных и оппозиционных кандидатов, во-вторых, с помощью косинусного расстояния идентифицировать наиболее похожие повестки кандидатов в информационном поле. Таким образом, выявленные тематические профили кандидатов соответствовали их идеологическому позиционированию. Оппозиционные кандидаты, в том числе системная оппозиция, апеллировали в своих риториках к темам негативной мобилизации (протест), которая в свою очередь зиждется на популистских лозунгах. Также сделан вывод о сходных дискурсах кандидатов, которые относят себя к определенным идеологическим и статусным позициям.

Об авторах

Богапова Анастасия Валерьевна, аспирант, кафедра российской политики, факультет политологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Колмогорова, 1, e-mail: Anastasiya.Bogapova@student.msu.ru

Ссылка для цитирования

Богапова А. В. Президентская предвыборная кампания – 2018: популизм в политических дискурсах кандидатов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 37. С. 9–18. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.37.9

Ключевые слова
популизм, предвыборная кампания, политический дискурс, тематическое моделирование.
УДК
324
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.37.9
Литература
  1. Гудков Л. Д. Популизм и российское общество: корни, особенности, перспективы // Популизм как общий вызов. М. : Полит. энцикл., 2018. С. 80–90.
  2. Кузнецов Г. С., Соколова Е. Н. Современный технологический популизм: стратегический доклад. М. : ЭИСИ, 2017. 84 с.
  3. Медушевский А. Н. Популизм на Западе и в России: сходства и различия в сравнительной перспективе // Вестник общественного мнения. 2017. № 1-2 (124). С. 28–47.
  4. Aslanidis P. Measuring populist discourse with semantic text analysis: an application on grassroots populist mobilization // Quality & Quantity: International Journal of Methodology, Springer. 2018. Vol. 52, N 3. P. 1241–1263.
  5. Is Digital Culture Responsible for Post-Truth Politics? // Eliane Glaser. Open Transcripts. Open Transcripts. Retrieved 2017. URL: http://opentranscripts.org/transcript/posttruth-politics/ (дата обращения: 07.02.2021).
  6. Laclau E. Politics and Ideology in Marxist Theory: Capitalism-Fascism-Populism. London : NLB, 1977. 203 p.

Полная версия (русская)