«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2020. Том 33

Постсекулярная парадигма как теоретико-методологическое основание взаимодействия религиозных и светских общественных организаций

Автор(ы)
О. Д. Агапов
Аннотация

Проблематика статьи инициирована целым рядом вопросов, возникающих при анализе перспектив развития взаимодействия религиозных и светских общественных организаций в контексте выстраивания современного типа гражданского общества. В частности, нас интересует как минимум три момента. Первый: какая теоретико-методологическая модель способна создавать условия для партнерских отношений между светски и религиозно ориентированными сообществами. Второй момент связан с раскрытием возможных социально-антропологических оснований проблемно-предметного поля подобного взаимодействия. И, наконец, третий вопрос: какие социокультурные качества наиболее востребованы для конструктивного диалога между светски и религиозно ориентированными гражданами. Смысл и значение концепции постсекуляризма (Ю. Хабермас, С. Хоружий, К. Штекль, А. Роккучи) в том, что она выступает как теоретико-методологический подход, связанный с деконструкцией идей, составивших «конституцию Нового времени / модерна» (по Бруно Латуру), и поиск смыслов, открывающих возможность для интеграции максимального сообщества субъектов, способных к коммуникации и выстраиванию отношений в средне- и долгосрочной перспективе ответственного развития.

Об авторах

Агапов Олег Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, директор, НИИ социальной философии, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, e-mail: ag.oleg2015@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Агапов О. Д. Постсекулярная парадигма как теоретико-методологическое основание взаимодействия религиозных и светских общественных организаций // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 115–121. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.115
Ключевые слова
постсекулярная парадигма, гражданский диалог, секуляризм, десекуляризация, политическая секуляризация, социальная секуляризация, ответственное развитие
УДК
993
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.33.115
Литература
  1. Асад Т. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? // Логос. 2011. № 3. С. 56–100.
  2. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 8–21.
  3. Брайн Т. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 21–52.
  4. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 114–165.
  5. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 52–69.
  6. Наумкин В., Кузнецов В. Ближний Восток: к архитектуре новой стабильности // Валдайский клуб. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/blizhniy-vostok-k-novoy-stabilnosti/ (дата обращения: 10.03.2020).
  7. Тейлор Ч. Структуры закрытого мира // Логос. 2011. № 3. С. 33–56.
  8. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3. С. 3–33.
  9. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / пер. с нем. М. Б. Скуратова. М. : Весь мир, 2011. 336 с.
  10. Шютц А. Избранное: мир, святящейся смыслом. М. : РОССПЭН, 2004. 1056. 

Полная версия (русская)