«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2020. Том 32

Несколько замечаний о нарративе в религиоведческих исследованиях

Автор(ы)
Т. А. Фолиева
Аннотация

Рассматриваются вопросы работы с документами личного происхождения, точнее особым пластом источников – опубликованными материалами (автобиографии, дневники и т. д.), к которым сохраняется еще предубеждение, поскольку, кроме непосредственного автора «низкого» происхождения, обычно над ними трудится редактор с собственными мировоззренческими установками. Ставится вопрос: можем ли мы использовать такие опубликованные эгодокументы? Дается краткая характеристика нарратологии и религиозного нарратива. Были рассмотрены два совершенно разных эгодокумента о религиозной конверсии старовера в православии (середина XIX в.) и деконверсии (выходе из православия в первой трети ХХ в.), намечены основные пути применения нарративной теории в религиоведческих исследованиях. Главным объектом исследований в текстах для нас становится «событие», то, что пережил автор эгодокумента, и то, что он пытается для нас донести. Исследование опубликованных эгодокументов с позиции нарратологии является эффективным, это позволяет расширить источниковедческую базу и улучшить в будущем качество религиоведческих исследований.

Об авторах

Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и религии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б, e-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Ссылка для цитирования

Фолиева Т. А. Несколько замечаний о нарративе в религиоведческих исследованиях // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 32. С. 107–116. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.32.107

Ключевые слова
религиозный нарратив, нарратив, деконверсия, эгодокументы, безбожники
УДК
2-727+141.45]“19”
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.32.107
Литература
  1. Блок М. Апология истории или ремесло историка / пер. Е. М. Лысенко ; примеч. А. Я. Гуревича. М. : Наука, 1973. 254 с.
  2. Богомолов Ф. Н. Рассказ бывшего старообрядца Федора Богомолова об его жизни в расколе и обращении в православие. М. : Унив. тип., 1866. 44 с.
  3. Вера и личность в меняющемся обществе: автобиографика и Православие в России конца XVII – начала XX века : сборник / ред. Д. А. Сдвижков, И. Ширле. М. : Новое лит. обозрение, 2019. 403 с.
  4. Вознесенский А. В. Старообрядцы и их книгопечатная деятельность: проблемы изучения // Труды отдела древнерусской литературы. 2016. Т. 64. С. 538-564.
  5. Островская Е. А. Биографический нарратив в изучении религиозности // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2016. Т. 22. № 4. С. 65-80
  6. Пантелеева А. В. От религиозных практик к религиозным нарративам как смыслообразующим моделям поддержания солидарности в сообществе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1, Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 71. С. 119-130.
  7. Поплавский Р. О., Клюева В. П. «Как только я переродился...» конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 35-41. 
  8. Почему мы стали безбожницами : сборник, сост. бригадой безбожниц г. Ленинграда. М. : Гаиз., 1933. 51 с.
  9. Шмид B. Нарратология. М. : Языки славянской культуры, 2003. 312 с. 
  10. Augis E. Religion, Religiousness, and Narrative: Decoding Women's Practices in Senegalese Islamic Reform // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51, N 3. P. 429–441. 
  11. Clark Roof W. Religion and Narrative // Review of Religious Research. 1993Vol. 34, N 4. P. 297-310.
  12. Harrison V.S. Narrative, Postmodernity and the Problem of 'Religious Illiteracy // New Blackfriars. 2008. Vol. 89, N 1023. P. 591–605. 
  13. Milbank J. Theology and social theory: beyond secular reason. Oxford, UK; Malden, MA : Blackwell Pub., 2006. 448 p. 
  14. Seed J. History and Narrative Identity: Religious Dissent and the Politics of Memory in Eighteenth‐Century England // Journal of British Studies. 2005. Vol. 44, N 1. P. 46–63. 
  15. Szpiech R. Conversion and Narrative: Reading and Religious Authority in Medieval Polemic. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 2013. 311 p.
  16. Yamane D. Narrative and Religious Experience // Sociology of Religion. 2000. Vol. 61, N 2. P. 171-189. 

Полная версия (русская)