«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2020. Том 31

Универсальное и индивидуальное в дискурсе Рене Генона

Автор(ы)
Р. А. Зобков
Аннотация

Рассматривается метафизическая и онтологическая топика дискурса Рене Генона, гносеологические уровни познания в его системе и его категориальный аппарат: трансценденталии, универсалии, категории. Системно-структурный анализ метафизического, онтологического и антропологического уровней показал, что метафизическому и онтологическому уровням соответствуют особые гносеологические уровни познания, на уровне такосонометрии они соотносятся с трансценденталиями и в системе Генона относятся к универсальному, их соотношение с антропологическими уровнями выявляет такие состояния существа, как «универсальный» и «трансцендентный» человек. Также системно-структурный анализ выявляет связи манифестационализма и реализма в вопросах универсалий и проблемы соотношения «ничто» и «не-бытия» в креацианистских и манифестационалистских системах. С помощью герменевтического метода уточняются коннотации и соотношение «универсального человека» с индивидуальным человеком как соотношение «личности» и «индивидуальности». Системно-структурный анализ обнаруживает связь между реализмом и номинализмом в вопросе универсалии «человек» и сотериалогии и телеологии человека. С помощью историко-генетического метода прослеживается историческое происхождение идей Генона, проводится их компаративистское сопоставление. Системно-структурный и компаративистский методы позволяют выделить идентичные структуры у систем, которые Генон делает основой для своей синтетической доктрины. Для уточнения коннотаций и структуры его дискурса используется герменевтический и диалектический методы – определяются объекты его критики. Автор делает следующие выводы: система Рене Генона – это попытка синтетического платонического дискурса манифестационалистского толка, стоящая на крайне реалистических позициях в вопросах универсалий, и уникальным типом гуманизма и антропоцентризма, основывающимися на модели «универсальный человек». Дискурс Генона – это возможный метанарратив, общий язык религиозных традиций как возвращение обновленной версии неоплатонизма. Актуальность статьи обосновывается современным спором о сущности человека как внутри религиозных традиций, так и между клерикальными кругами и трансгуманизмом.

Об авторах

Зобков Роман Александрович, Аспирант, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: zobkovroman@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Зобков Р. А. Универсальное и индивидуальное в дискурсе Рене Генона // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 31. С. 66–79. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.66

Ключевые слова
интегральный традиционализм, Рене Генон, антропология, личность, индивидуальность, трансценденталии, категории, универсалии, Soi, Moi, «универсальный человек», трансгуманизм
УДК
141.131
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.66
Литература
  1. Дугин А. Г. В поисках темного логоса (философско-богословские очерки). М. : Академический проект, 2013. 515 с. (Gaudeamus). 
  2. Генон Р. Символика креста / пер. с фр. Т. М. Фадеевой. М. : Прогресс-Традиция, 2008. 704 с. 
  3. Генон Р. Кризис современного мира / пер. с фр. Н. В. Мелентьевой. М. : Академический проект, 2018. 256 с. (Философские технологии).
  4. Генон Р. Множественные состояния бытия (сборник) / пер. с фр. Т. Любимовой. М. : Беловодье, 2012. 256 с. 
  5. Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений / пер. с фр. М. Маковчика. М. : Беловодье, 2013. 321 с.
  6. Генон Р. Символы священной науки / пер. с фр. Н. Тирос. М. : Беловодье, 2002. 496 с. 
  7. Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика / пер. с фр. Н. Тирос. М. : Беловодье, 2018. 256 с. 
  8. Зеньковский Василий, протоиерей. Судьба Халкидонского вероопределения // Православная мысль. Париж, 1953. Вып. 9. С. 109–124.
  9. Йейтс Ф. Розенкрейцеровское просвещение / пер. с англ. А. Кавтаскина ; под ред. Т. Баскаковой. М. : Алетейа, Энигма. 1999. 496 с.: ил.
  10. Нестеркин С.П. Личность в буддизме махаяны. Улан-Уде : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 243 с.
  11. Карпец Владимир. Онтология и метафизика у Рене Генона. Ч. 1–2 [Электронный ресурс] : лекция.
    URL: https://youtu.be/QwrLos0uWuI; https://youtu.be/KbHX_ KwH880 (дата обращения: 16.12.2018).
  12. Корбейн А. Световой человек в иранском суфизме. М. : Фонд исследований исламской культуры, Волшебная Гора, Дизайн. Информация Картография, 2009. 237 с. 
  13. Лосев А. Ф. Самое само // Миф, число, сущность / сост. А. А. Таха-Годи, И. И.Маханькова. М. : Мысль, 1994. С. 300–526.
  14. Попер К. Открытое общество и его враги. М. : Культурная инициатива; Феникс, 1992. 448 с.
  15. Титус Буркхардт. Введение в доктрину суфизма / пер. с англ. Н. П. Локман. Таганрог : Ирби, 2009. 144 с. 
  16. Эриугена Иоанн Скот. Перифюсеон («О природах»). Кн. 1 // Философия природы в античности и в Средние века. М. : Мысль, 2000. С. 479-526.
  17. Эриугена Иоанн Скот. Перифюсеон («О природах»). Кн. 3 // Средние века. М. : Мысль, 1994. Т. 57. С. 365-456.
  18. Хайек Ф. А. Пагубная самодеятельность. Ошибки социализма / пер. с англ. Е.Осиновой. М. : Новости; при участии изд-ва Catallaxy, 1992. 302 с.
  19. Штинер М. Единственный и его собственность / [пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера]. СПб. : Азбука, 2001. 442, [2] с. (Азбука-Классика).
  20. Юнг К. Г. Человек и его символы : в пер. М. : Серебряные нити ; СПб. : АСТ, 1997. 367 с.: ил. 

Полная версия (русская)