«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 26

Между ортопраксией и ортодоксией: вера как экзистенциальный оператор

Автор(ы)
А. Е. Смирнов, В. И. Куйбарь, Ю. Ф. Абрамов
Аннотация

Если для христианства и авраамических религий предельно важно содержание веры и ее правильный культ, ортодоксия, то для множества религиозных систем не меньшую важность имеет ортопраксия – правильное исполнение предписанного ритуала. Наличие факта веры как таковой (а также и веры в сверхъестественное) не может считаться сущностным признаком религии – такова точка зрения современного религиоведения. Однако понятие веры в научном дискурсе обладает многими смыслами, будучи функционально и контекстуально обусловленным. Цель работы заключается в попытке ответа на вопрос: можно ли выделить такую модальность веры, которая могла бы считаться универсальной составляющей любой религии? Авторы приходят к выводу, что под верой такого рода можно понимать обязательство действовать в соответствии с тем, что субъект веры считает истиной, которая понимается не в гносеологическом или логическом смысле. Некто верит, что нечто считается истинным, если он сообразует с ним свои практические действия. Такая вера есть поступок, практическое поведение. Вера, трактуемая подобным образом, есть, по существу, знак субъективного состояния-действия. Это состояние принципиально а-миметично; оно не предполагает гносеологического «объяснения» и не нуждается в нем. Таким образом, модальность веры, проанализированная нами в рассмотренной работе, характеризует все религии, располагающиеся в интервале от ортопраксии к ортодоксии. Вера здесь дается не как идея или представление, но как состояние, в котором можно только пребывать. Вера предстает здесь в качестве не столько понятия, сколько своеобразного экзистенциального оператора. Основные характерные черты веры как экзистенциального оператора таковы. 1. Истинность. Субъект пребывает в вере как в «истинном». 2. Содержанием этого пребывания является создание или поддержание открытости к наступлению нового (бытия). Такие поступки не направлены на конкретный результат, они ориентируются только на возможность будущего. 3. Вера требует постоянного возобновления. 4. Вера имеет событийный характер; вера характеризуется отсутствием каких-либо гарантий. 5. Вера как деятельность предполагает изменить свое отношение к себе и к действительности.

Об авторах

Смирнов Алексей Евгеньевич, доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра философии и методологии науки, Иркутский государственный университет, Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: 8(3952)243995, e-mail: aesmir@mail.ru 

Куйбарь Владимир Иванович, доктор философских наук, доцент, заведующий, кафедра философии и методологии науки, Иркутский государственный университет, Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: 8(3952)243995, e-mail: naukaitfk@mail.ru 

Абрамов Юрий Федорович, доктор философских наук, профессор, кафедра религиоведения и теологии, Иркутский государственный университет, Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: 8(3952)243995, e-mail: philosophy@chair.isu.ru.

Ссылка для цитирования

Смирнов А. Е., Куйбарь В. И., Абрамов Ю. Ф. Между ортопраксией и ортодоксией: вера как экзистенциальный оператор // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 26. С. 80–90. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.26.80

Ключевые слова
ортодоксия, ортопраксия, вера, модальности веры, неклассическая этика, онтология веры
УДК
21.215
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.26.80
Литература
  1. Агамбен Д. Что современно? Киев : Дух и Литера, 2012. 78 с.
  2. Апполонов А. Наука о религии и ее постмодернистские критики. М. : Высш. шк. экономики, 2018. 240 с.
  3. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М. ; СПб. : Моск. философ. Фонд : Университет. кн., 1999. 94 с.
  4. Делез Ж. Различие и повторение. СПб. : Петрополис, 1998. 384 с.
  5. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб. : Алетейя, 1998. 192 с.
  6. Железнов А. Трактат об этике. М. ; Екатеринбург : Кабинет. ученый, 2018. 202 с.
  7. Керимов Т. Поэтика времени. М. : Акад. проект, 2005. 184 с.
  8. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. 525 с.
  9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб. : Наука ; Ювента, 1999. 606 с.
  10. Пивоваров Д. Вера // Современный философский словарь. М. ; Екатеринбург : Акад. проект : Делов. кн., 2015. С. 73−76.
  11. Суриков И. Греческий полис архаической и классической эпох // Античный полис: курс лекций М. : Рус. фонд содействия образованию и науке, 2010. С. 8−54.
  12. Торчинов Е. Путь запредельного: Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. : Пальмира : Кн. по требованию, 2017. 540 с.
  13. Флоренский П. Философия культа. М. : Мысль, 2004. 685 с.
  14. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. : Наука, 2002. 452 с.

Полная версия (русская)