«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 26

Иркутская область в концепции «Экономический пояс Шёлкового пути» и проекте «Новый Ангарстрой»

Автор(ы)
А. Н. Фартышев
Аннотация

Анализируются современное состояние, потенциальные выгоды и возможности встраивания Иркутской области в концепцию «Экономический пояс Шёлкового пути». Выявлено, что Иркутская область на данный момент имеет слабое отношение к этому проекту, но имеет перспективы увеличения товарооборота с близлежащими странами. Рост пропускной способности транспортных путей и строительство новых магистралей может усилить экспортно-ресурсную роль Иркутской области, увеличить объёмы вырубки леса и вывоза необработанного сырья в Китай, особенно если не будет осуществлено масштабных вложений в промышленное производство. Доказывается, что реализация концепции «Экономический пояс Шёлкового пути» будет эффективна в сочетании с проектом «Новый Ангарстрой», который предполагает создание в Иркутской области мощной металлургической промышленности, предприятий металлообработки и машиностроения, использующих неразработанные ресурсы зоны Байкало-Амурской магистрали. Для полноценного развития северных районов Иркутской области в проект транспортного коридора «Китай – Монголия – Россия», одной из составляющей концепции «Экономический пояс Шёлкового пути», должна быть внедрена железнодорожная ветка Могзон – Новый Уоян, которая свяжет зону БАМа с Китаем, существенно сократив расстояние перевозок экспортной готовой продукции. Созданный в рамках этой концепции Фонд Шёлкового пути может быть эффективно использован для экономического развития Иркутской области, предоставляя инвестиции в инфраструктуру и предприятия, окупаемые в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

Об авторах

Фартышев Арсений Николаевич, ведущий инженер, лаборатория георесурсоведения и политической географии, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, тел.: 8(950)0770597, e-mail: fartyshev.an@gmail.com

Ссылка для цитирования

Фартышев А. Н. Иркутская область в концепции «Экономический пояс Шёлкового пути» и проекте «Новый Ангарстрой» // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 26. С. 37–45. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.26.37

Ключевые слова
«Новый Ангарстрой», транспортный коридор, экономическое развитие Сибири, БАМ, Фонд Шёлкового пути, региональное развитие, геоэкономика, российско-китайские отношения
УДК
911.3 (571)
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.26.37
Литература
  1. Балакин В. И. Фонд Шёлкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: перспективы становления // Стратегия экономического пояса Шёлкового пути и роль ШОС в её реализации : материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). М., 2016. С. 4–9.
  2. Батомункуев В. С., Дун С., Лубсанова Н. Б. Исследование возможности строительства высокоскоростной железной дороги Китай – Монголия – Россия и ее воздействия на трансграничную территорию // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Экономика и менеджмент. 2017. № 2. С. 35–39.
  3. Безруков Л. А. Транссиб и Шёлковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие // ЭКО. 2016. № 7. С. 21–36.
  4. Ветку Могзон – Новый Уоян будут сооружать только при наличии грузовой базы [Электронный ресурс] // Гудок. URL: http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1381740 (дата обращения: 05.09.2018).
  5. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете (полный текст) [Электронный ресурс] // Посольство Китайской Народной Республике в Республике Казахстан. URL: kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (дата обращения: 05.09.2018).
  6. ИНК и китайская компания создадут совместное предприятие в сфере газопереработки [Электронный ресурс] // IrkutskMedia. URL: https://irkutskmedia.ru/news/713349/?utm_source=rss&utm_medium=news_title&utm_campaign= (дата обращения: 5.09.2018).
  7. Мордвинова А. Э. Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы [Электронный ресурс] // Рос. ин-т стратег. исслед. : сайт. URL: https://riss.ru/analitycs/26095/ (дата обращения: 5.09.2018).
  8. Никольский А. Ф. «Новый Ангарстрой» как ключевой проект будущей индустриализации в России // География и природ. ресурсы. 2017. № 4. С. 143–153.
  9. Основные задачи обоснования роли и функций Иркутской области в деле формирования взаимовыгодной интеграции экономик России и Китая / Л. А. Безруков, В. И. Блануца, А. Ф. Никольский, М. А. Тараканов, А. Н. Фартышев, Е. А. Шерин // Актуальные проблемы науки Прибайкалья / отв. ред. И. В. Бычков, А. Л. Казаков. Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2017. Вып. 2. С. 26–31. 
  10. Пивоваров Д. А. Экономический пояс Шёлкового пути как инновационный механизм безопасного регионального развития: взгляд китайских учёных // Региональное измерение российско-китайского сотрудничества и взаимодействия в контексте Экономического пояса Шёлкового пути : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Ю. Гусевская. Чита : ЗабГУ, 2016. С. 46–52.
  11. Представитель Фонда Шёлкового Пути вошёл в совет директоров «Сибура» [Электронный ресурс] // РБК. 2.05.2017. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59085d6a9a7947c6df35a8f2 (дата обращения: 5.09.2018).
  12. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 255–270.
  13. Программа создания экономического коридора «Китай – Монголия – Россия» [Электронный ресурс] // М-во торговли и пром. Респ. Бурятия : офиц. сайт. URL: https://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn.pdf (дата обращения: 5.09.2018).
  14. Фартышев А. Н. Региональная политика государств в отношении ресурсо-ориентированных периферийных территорий: опыт Аргентины в отношении Патагонии в сравнении с политикой России по отношению к Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. Сер. Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 3 (5). С. 14–18.
  15. Otgonsuren B. Mongolia – China – Russia Economic Corridor Infrastructure Cooperation // Erina Report. 2015. N 127. P. 3–6.

Полная версия (русская)