«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Том 25

Понятия «чистота» и «нечистота» в религиозном экстремизме

Автор(ы)
Т. В. Излученко
Аннотация

Продемонстрирована возможность и обоснована целесообразность использования антропологических подходов в исследовании деятельности религиозных экстремистских объединений. За основу взята концепция М. Дуглас о бинарных оппозициях, противопоставлении «чистоты» и «нечистоты». Содержание категорий «чистота» и «нечистота» рассмотрены применительно к исламским экстремистам. Обозначен законодательный акцент при определении экстремистской деятельности. Организационные формы и проявления религиозного радикализма свидетельствуют о специфичном мировоззрении, сформированном в соответствии с политическими целями, что позволяет рассматривать деятельность религиозных радикалов в рамках религиозной группы, а при совершении действий, классифицируемых экстремистскими, – в качестве экстремистского религиозного объединения. Специфичный образ поведения и мышления, особенности мировосприятия участников позволяют изучать их деятельность как носителей «религиозной экстремистской культуры». Автором обозначены механизмы влияния на поведение и сознание религиозных экстремистов, использующие естественные психологические свойства сознания. Бинарное восприятие действительности, отношение к чистоте и нечистоте, стремление обезопасить себя от вредоносных явлений направлены на утверждение позиции «мы – они» религиозным экстремизмом. Это проявляется при интерпретации процессов и явлений – акцентирование на одних, идеологически обоснованных и подтверждающих истинность, и представление других несодержательными. При провозглашаемом намерении религиозной группы оказывать помощь каждому участнику, раскрывать его духовную сущность, предоставлять возможности для личностной реализации наблюдается постепенное замещение индивидуального компонента мировоззрения на коллективные представления. В данной деятельности по осмыслению социальной действительности религиозные экстремистские объединения функционируют как мыслительные коллективы.

Об авторах

Излученко Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр-т Свободный, 79, тел.: 8(391)2062669, e-mail: izluchenko@mail.ru

Ссылка для цитирования

Излученко Т. В. Понятия «чистота» и «нечистота» в религиозном экстремизме // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 103–117. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.25.103

Ключевые слова
М. Дуглас, религиозный экстремизм, чистота, нечистота, табу, бинарные оппозиции, священное
УДК
141.319.8:2-12
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.25.103
Литература
  1. Аккуратова Л. О. Проблематизация порядка и осквернения в работе Мэри Дуглас «Чистота и опасность» // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретов. православ.-христиан. ин-та. 2014. № 9. С. 32–43.
  2. Астахова Л. С., Токранов А. В. Деструктивность в религиозном поведении: к вопросу о методологии изучения новых религиозных движений // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2007. № 5. С. 23–32.
  3. Гаврилов С. О. Закономерности корреляционных взаимосвязей религиозного и социального // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2014. № 2-2. С. 215–219.
  4. Дуглас М. Как мыслят институты // Социология власти. 2012. № 4-5. С. 188–217.
  5. Дуглас М. Социальный контроль сознания: некоторые формы восприятия острот // Социология власти. 2015. № 4. С. 195–219.
  6. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М. : Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 120 c.
  7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М. : Канон, 1995. 352 c.
  8. Журавский А. В. Ислам. М. : Весь мир, 2004. 224 с.
  9. Килькеев В. Н. Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к её изучению // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 11. С. 138–142.
  10. Кутб С. Война, мир и исламский джихад [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/5/voyna-mir-i-islamskiy-dzhihad (дата обращения: 20.05.2018).
  11. Маркова М. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу: пер. с англ / Ин-т социологии РАН [и др.] ; вступ. ст., коммент. С. П. Баньковская. М. : Канон-пресс-ц: Кучково поле, 2000. 286 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5.: История. Реферативный журнал. 2002. № 2. С. 140–146.
  12. Моисеев С. В. Исламский религиозный экстремизм как фактор нестабильности в современной России // Алт. юрид. вестн. 2013. № 2. С. 4–7.
  13. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М. : Политиздат, 1986. 706 c.
  14. Чеснов Я. В. Как мыслить антропологически? // Философия и культура. 2012. № 5. С. 15–28.
  15. Шахнович М. М. Современные проблемы когнитивного религиоведения. Аналитический научный обзор [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.spbu.ru (дата обращения: 20.12. 2017).
  16. Al-Zewairi M. Naymat G. Spotting the Islamist Radical within: Religious Extremists Profiling in the United State // Procedia Computer Science. 2017. Vol. 113. P. 162–169.
  17. Chan M., Madan Ch., Singhal A. The effects of taboo-related distraction on driving performance // Acta Psychologica. 2016. Vol. 168. P. 20–26.
  18. Effects of context and individual differences on the processing of taboo words / K. Christianson, P. Zhou, C. Palmer A. Raizen // Acta Psychologica. 2017. Vol. 178. P. 73–86.
  19. Falco Ch., Rotondi V. The Less Extreme, the More You Leave: Radical Islam and Willingness to Migrate // World Development. 2016. Vol. 88. P. 122–133.
  20. Hogg M., Meehan Ch., Farquharson Ja. The solace of radicalism: Self-uncertainty and group identification in the face of threat // Journal of Experimental Social Psychology. 2010. Vol. 46, Is. 6. P. 1061–1066.
  21. Juergensmeyer М. Religious Nationalism and the Secular State // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 401–405.
  22. Khalil R., Richa S. On cognitive debiasing and the judgment of suicide-attackersÀ propos de la correction du biais cognitif et du jugement des agresseurs-suicidaires // L'Encéphale. 2018. In Press.
  23. Lambek M. Taboo // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2001. P. 15429–15431.
  24. Levy N. Religious beliefs are factual beliefs: Content does not correlate with context sensitivity // Cognition. 2017. Vol. 161. P. 109–116.
  25. Osei-Tutu P. Taboos as informal institutions of local resource management in Ghana: Why they are complied with or not // Forest Policy and Economics. 2017. Vol. 85. Part 1. P. 114–123.
  26. Różycka-Tran J. Love thy neighbor? The effects of religious in/out-group identity on social behavior // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 115. P. 7–12.
  27. Stankov L. Psychological processes common to social conservatism and terrorism // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 120. P. 75–80.
  28. Taboo trade-off aversion: A discrete choice model and empirical analysis / C. Chorus, B. Pudāne, N. Mouter, D. Campbell // Journal of Choice Modelling. 2018. Vol. 27. P. 37–49.
  29. Yunos R., Mahmood Ch., Mansor N. Understanding Mechanisms to Promote Halal Industry-The Stakeholders’ Views // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 130. P. 160–166.

Полная версия (русская)