«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Том 9

Теологическая самоидентификация: структура и содержание смыслового ядра типоса «Святой»

Автор(ы)
Т. В. Пешкова, Т. В. Быкова
Аннотация
Данная статья является частью исследования «Феномен русской святости (теоретико-методологический аспект)». Анализ структуры и содержания типоса «Святой» в русле учения Иоанна Златоуста о типосах позволяет нам обозначить вертикальную структуру типоса «Святой» и функциональный ряд понятий, характеризующих религиозно-философский концепт святости. Используя выделенный Златоустом типологический метод, в объеме статьи мы пунктирно излагаем понятия, схематично отражающие связь вертикального функционального ряда: Бог – Святой – Пророк – Праведник. Эта связь реализуется посредством строгого следования методу: аскетико-мистической практике, разработанной и осмысленной подвижниками-исихастами. Впоследствии данный метод был закреплен догматом, что преображение и обожение возможно, на Поместном соборе в 1351 г.
В результате проведенного анализа предлагается дефиниция типоса: типос – это философское понятие, обозначающее идеальную цель, форму и смысловую направленность религиозного сознания индивида, степень онтологической укорененности верующего адепта традиции.
«Тонкая структура» типоса «Святой» и содержание его смыслового ядра, характеризуется тем, что данная структура представляет собой иерархично организованные формы религиозного опыта. Содержание религиозного опыта определяет его место в иерархии структуры, уровни которой отличаются сложностью и содержат в «свернутой» форме достигнутое в составе всех предшествующих ступеней.
Смысловое ядро типоса «Святой» – это упорядоченно сменяющие друг друга типы самоорганизации деятельности сознания, более того, финал этой специфичной деятельности, каковой является теологическая самоидентификация личности.
Предлагаемое исследование структур и содержаний типосов религиозного опыта человека, по сути форм богословия, в очень немногих пунктах может опереться на результаты готовых работ, и по этой причине является, на наш взгляд, долгосрочной программой будущих исследований, позволяющей создать философский концепт Человека третьего тысячелетия с учетом динамики его религиозного измерения.
Ключевые слова
аскеза, бытие, герменевтика, обожение, религиозный опыт, праведник, пророк, теологическая самоидентификация, святость, типос
УДК
12
Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М. : Издат. Совет Рус. православ. церкви, 2008. – 1376 с.

2. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 2 т. Т. 1. – СПб. : [б. и.], 1898–1906. – М. : Репринт, 1991–2004. – 520 с.

3. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. 5 т. Ч. 1. – СПб. : [б. и.], 1898–1906. – М. : Репринт, 1991–2004. – 412 с.

4. Максутов И. Х. Хайдегер и Златоуст // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2008. – № 4. – С. 26–38.

5. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. – М. : Изд-во гуманит. лит., 1998. – 352 с.


Полная версия (русская)