«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «POLITOLOGIYA. RELIGIOVEDENIE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «POLITICAL SCIENCE AND RELIGION STUDIES»
ISSN 2073-3380 (Print)

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение». 2016. Том 17

Антиномия сакрального и профанного в философском дискурсе: турист или паломник?

Автор(ы)
Д. А. Гусенова
Аннотация

Раскрывается основное содержание антиномии сакрального и профанного в контексте философских размышлений о принадлежности современного пилигрима, находящегося в духовном поиске, к категории «туриста» или «паломника». Автор подчеркивает, что многообразие представлений о сакральном создало множество подходов в понимании паломничества и религиозного туризма как религиозных практик. Уделяется внимание существующей проблеме разночтений ключевых категорий и понятий. Постепенно происходит размывание «границ» между паломничеством и туризмом не только в рамках теоретических суждений, но и в действительности, поскольку сакральное в постсекулярном обществе воспринимается как духовная или предметная определенность, взятая в своей значимости для человека. В качестве основополагающего мотива для путешествия и «водораздела» религиозного туризма, равно как и массового туризма в целом, и паломничества остаются либо духовные цели, либо гедонизм. Приводится пример Европы, где культовые сооружения давно используются в качестве объекта для посещения туристами и рассматриваются местными властями в качестве дополнительного источника дохода. В заключение отмечено, что и туризм, и паломничество сегодня прочно ассоциируются со сферой услуг, с различного рода объектами обслуживания, связанными со священными местами.

Ключевые слова
сакральное, туризм, паломничество, религиозное паломничество, турист, «священное место»
УДК
248.158
Литература

1. Быстров В. Ю. О возможности социально-философского анализа сакрального / В. Ю. Быстров // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2014. – Т. 2, № 1. – С. 38–47.

2. Воловик В. Н. Категории сакрального ландшафта / В. Н. Воловик // Геогр. вестн. – 2013 – № 4 (27). – С. 26–34.

3. Гализдра А. С. Потребление туристских услуг: социально-философский аспект / А. С. Гализдра // Изв. Саратов. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2008. – Т. 8, вып. 2. – С. 11–15.

4. Гарбар Г. А. Культурний туризм в контекстɪ масовоï культури / Г. А. Гарбар // Гуманітарний вісник ЗДІА. – 2014. – № 56. – С. 140–148.

5. Гродзинский М. Д. Пiзнання ландшафту: мiсцеiпростiр. У 2 т. Т. 2 : монографiя / М. Д. Гродзинский. – К. : Видавничо-полiграфiний центр «Киiвський унiверситет», 2005. – 503 с.

6. Денисик Г. I. Антропогенне ландшафтознавство: начальний посiбник. Частина I. Глобальне антропогенне ландшафтознавство / Г. I. Денисик. – Вiнниця : ПП «ТД «Едельвейс i K», 2012. – 336 с.

7. Дульянинов А. Г. Феномен сакрального в контексте туристического нарратива / А. Г. Дульянинов // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. – 2012. – Т. 2, № 19. – С. 182–187.

8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни [Электронный ресурс] / Э. Дюркгейм. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/1365150/ (дата обращения: 30.04.2015).

9. Касьянова Е. В. Идеалы эскапизма и гедонизма в XXI веке возрождение этики удовольствия / Е. В. Касьянова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. – № 3 (13). – С. 123–130.

10. Ковшов Е. В. Роль гедонизма в построении модели «homo economicus» / Е. В. Ковшов // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2012. – № 5 (96) – С. 90–95.

11. Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образцы-парадигмы в византийской культуре / А. М. Лидов. – М. : Дизайн. Информация. Картография, 2009. – 362 с.

12. Мелихов Г. В. Антропология сакрального: к характеристике предмета исследования / Г. В. Мелихов // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 152, кн. 1. – С. 109–124.

13. Молодкина Л. В. Архитектурно-природный ландшафт: эстетическое видение в современном культурном пространстве / Л. В. Молодкина // Вестн. Ун-та Рос. академии образования. – 2015. – № 1. – С. 76–81.

14. Понукалина О. В. Труд и досуг в российском обществе / О. В. Понукалина // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 12. – С. 13–17.

15. Черняев Т. И. Эмоциональный резонанс как фундаментальный процесс общества потребления / Т. И. Черняев, Г. Н. Шарков // Вестн. Моск. гос. ун-та. – 2009. – № 4. – С. 9–112.

16. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде. – М. : Критерион, 2001. – 464 с.

17. Antz C. Im guten Glauben – Spritualler Tourismus als Reisemarktder Zukunft? / C. Antz // Kulturfaktor Spiritualität und Tourismus: Sinnorientierung als Strategie für Destinationen. – Gottingen, ESV, 2012. – P. 225–249.

18. Basu P. Route Metaphors of Roots-Tourism in the Scottish Highland diaspora / P. Basu // Reframing Pilgrimage: Cultures in Motion – London : Routledge, 2004. – 197 p.

19. Davie G. Religion in Modern Europe: A Memory Mutates / G. Davie. – Oxford : Oxford University Press, 2000. – 230 p.

20. Digance J. Pilgrimage at Contested Sites / J. Digance // Annals of Tourism Research. – 2003 – № 30 (1). – P. 143–159.

21. Gatrell J. D. Negotiated Space: Tourists, Pilgrims and the Baha’i Terraced gardens in Haifa / J. D. Gatrell, N. Collins-Kreiner // Geoforum. – 2006. – № 37 (5). – P. 765–778.

22. Irimias A. Religious tourism in Hungary – an integrative framework / A. Irimias, G. Michalko // Hungarian Geographical Bulletin. – 2013. – № 62 (2). – P. 175–196.

23. Jackwoski A. Polish pilgrimage-tourists / A. Jackwoski, V. L. Smith // Annals of Tourism Research. – 1992. – № 19. – P. 92–106.

24. Lopez L. How Long Does the Pilgrimage Tourism Experience to Santiago de Compostela Last? [Electronic resource] / L. Lopez // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. – 2013. – Vol. 1. – URL: http://arrow.dit.ie/cgi/viewcontent.cgi?article= 1003&context=ijrtp;(mode of access: 25.11.2015).

25. Nolan M. L. Religious sites as tourism Attractions in Europe / M. L. Nolan, S. Nolan // Annals of Tourism Research. – 1992. – № 19. – P. 68–78.

26. McKevitt C. San Giovanni Rotondo and the shrine of Padre Pio / C. McKevitt // Contesting the Sacred, the Anthropology of Christian Pilgrimage. – London : Routledge, 1991. – P. 197.

27. Mehdi E. Forms of Pilgrimage at the Shrine of Khāled Nabi [Electronic resource] / E. Mehdi // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. – 2015. – Vol. 3. – URL: http://arrow.dit.ie/ijrtp/vol3/iss1/9/ (mode of access: 14.12.2015).

28. Pals D. Seven Theories of Religion / D. Pals. – New York : Oxford University Press, 1996. – 304 p.

29. Rinschede G. Religious Centre / G. Rinschede ed. J. Jafari // Encyclopedia of Tourism. – Berlin : Routledge, 2000. – 500 p.

30. Sharpley R. S. P. Tourism: a sacred journey? Thecase of Ashram Tourism, India / P. Sharpley Rand Sundaram // International Journal of Tourism Research. – 2005. – N 7. – P. 161–171.

31. Shinde K. A. Policy, planning, and management for religious tourism in Indian pilgrimage sites / K. A. Shinde // Journal of Policy Research in Tourism. – 2012. – N 4 (3). – P. 277–301.

32. Turnbull C. Postscript: Anthropology as Pilgrimage : Anthropologist as Pilgrim / C. Turnbull // The Anthropology of Pilgrimage. – Westport-CT, 1992. – P. 257–274.


Полная версия (русская)